В 1958 году на XIII съезде ВЛКСМ строительство Качканара было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Решение о строительстве на Урале у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината было принято в 1950 году. В 1955 году к месту строительства начали тянуть ветку со станции Азиатская, а в 1957-м вышел приказ министра строительства металлургической и химической промышленности СССР об организации треста «Качканаррудстрой», и первый отряд рабочих начал прорубать в тайге просеку от посёлка Валериановка к горе Долгой, возле которой сейчас стоит Качканар.
Объявление Качканара «комсомольской стройкой» означало, что шефство над строящимся объектом возьмёт комсомол, который будет привлекать туда кадры, а статус «всесоюзной стройки» означал, что на строительство будут привлекаться комсомольцы со всего Советского Союза.
Обязательный атрибут комсомольской стройки — создание штаба, который считался комсомольским органом, отвечающим не только за строительство, но и за идеологию. В Качканаре начальником штаба был назначен комсорг строительства железнодорожной ветки Азиатская—Качканар Николай Иванов (ныне — почётный гражданин города).
Подсчитано, что в первые пять лет строительства Качканара в город прибыло 3 600 комсомольцев — почти половина всех строителей, их средний возраст не превышал 26 лет.
Десять лет спустя — в октябре 1968 года — за выдающиеся успехи в строительстве Качканара городская комсомольская организация была удостоена ордена Трудового Красного Знамени.
Кстати
Качканар стал второй Всесоюзной ударной комсомольской стройкой Среднего Урала. Первой такой статус получила строящаяся Белоярская АЭС.
Сюжет
Этот день в истории области
"ОГ" рассказывает о событиях, произошедших в этот день на территории Среднего Урала или с участием наших земляков