«Нас из школы никто не встречал!»

С любимой супругой на отдыхе. Орёл за спиной, конечно, атрибут курортного фотографа, но как совпало! Неизвестный фотограф.

С любимой супругой на отдыхе. Орёл за спиной, конечно, атрибут курортного фотографа, но как совпало! Неизвестный фотограф.

Геннадий Берстенёв из деревни Берстенёво, что стояла на берегу реки Тагил, был десятым ребёнком в крестьянской семье. Родился слабеньким, и соседи, вздыхая за спиной матери, шептали: «Не жилец!».

А мальчонка к школе выровнялся и, не кутаясь, бегал в школу сначала за пять, а потом и за семь километров до другой деревни. Сейчас 80-летний ветеран только улыбается: «Современным деткам и не снилось — никто нас не провожал и не встречал у школы, в снегу валялись, сосульки лизали, по лесам одни бегали…».

К старшим классам Гена стал чемпионом по лыжам Махнёвского района. Деревенские ребята много работали по хозяйству, но и на игры им времени хватало — лапта, футбол, лыжи, коньки. Зачастую на многих послевоенных столах стояла постная похлёбка, тем не менее росли дети крепкими и на удивление здоровыми.

В армии Берстенёв служил в то время, когда министром обороны был маршал Победы Георгий Жуков, который, кстати, в их часть приезжал неоднократно. Он ввёл ежедневные занятия спортом — так что все увольнялись в запас в отличной физической форме. Геннадий Захарович до сих пор считает, что армия была настоящей школой жизни, а спорт сплачивал: дедовщине просто не на чем было произрастать.

Братья и сёстры Геннадия постепенно перебрались из деревни, и он поехал в Верхнюю Салду, поступил токарем на завод — ныне ВСМПО, на котором 43 года проработал от мастера до директора трубопрофильного завода, заочно окончил УПИ. Дважды избирался депутатом горсовета, был вторым секретарём горкома комсомола, профсоюзным лидером. И на любой должности всегда поддерживал заводских спортсменов и сам играл в футбол, бегал на лыжах.

Те, кто когда-нибудь ездил из Верхней Салды в Нижнюю Салду, не мог не заметить стройные берёзы вдоль дороги. А высадили их в 60-е годы комсомольцы по его, Геннадия Берстенёва, инициативе. А в конце 80-х он сагитировал работников предприятия разбить яблоневый сад около завода химёмкостей — он и теперь каждую весну радует жителей города белым цветом и нежным ароматом.

Спрашиваю Геннадия Захаровича: «Деревьев целый сад насадили, а дом построили, сына вырастили?».

— Что касается сына, то у меня их три — два от первого брака и один от второго, жена Галина Григорьевна, коллега ваша, Геннадием настояла назвать, — рассказывает ветеран. — Ещё и дочь у меня есть, так что программу, как говорится, перевыполнил. А вот дом… Дачу построил, конечно. Но не уходят из сердца пятистенки на шесть-восемь окон из кедрача в родной деревне. Красивые, а воздух какой в них — дышал бы и дышал! Сколько с моей Берстенёвой рядом стояло деревень, ни одной не осталось — всё быльём поросло. Жаль мне дома своего, деревни — не переступить уже порог родительского дома. Может, я таким сентиментальным стал после инсультов, которые пытались меня одолеть?

Пытались болезни приковать ветерана к койке, да это им удалось лишь ненадолго. И опять, как в его младенчестве, далеко не все верили, что больной поднимется. Прошло совсем немного времени, а пенсионер уже вновь обливается по утрам холодной водой, делает зарядку, гуляет и мечтает встать на лыжи, сесть за баранку своего «форда», а летом вновь кататься на велосипеде наперегонки с супругой и любоваться многочисленными цветами, которые они выращивают на даче. А ещё устраивать весёлые вечеринки с друзьями, с которыми связывает его дружба длиною в полвека. И он опять будет петь и играть на гармошке.

— Хочешь оставаться бодрым на долгие годы — занимайся спортом, общайся с молодыми, от них исходит столько позитивной энергии, поневоле заряжаешься и держишь себя в тонусе, — таким вот напутствием завершил наш разговор Николай Захарович.

Сюжет

«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Областная газета Свердловской области