Не прячьте самоуправление от граждан

— Я бы не назвал перемены в системе местного самоуправления (МСУ) в полном смысле реформой. Это естественное её совершенствование. Идёт развитие экономики, социальной сферы, и в это надо разумно встраиваться: невозможно работать только топором, когда вокруг компьютеры. МСУ — очень чуткая система, потому что выходит на проблемы конкретного человека. Она не может стоять на месте, когда всё общество развивается и растут запросы населения.

Изменения в законодательстве совсем не сводятся лишь к тройке крупнейших городов области (Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский), где есть районное деление. Речь идёт, в частности, о перераспределении полномочий между муниципальными районами (их у нас пять) и муниципалитетами первого уровня (таких у нас 21, это городские и сельские поселения). Всего у них было 39 полномочий. Из них только 13 обязательных, ещё 14 полномочий малые муниципалитеты согласились оставить сами — по этим вопросам у них уже наработан хороший опыт. Ещё 12 полномочий — на усмотрение глав: что-то оставили, что-то передали на более серьёзный уровень в зависимости от местной специфики.

Что касается крупных муниципалитетов — да, было много споров. Наиболее осторожную и грамотную позицию занял Каменск-Уральский, изменения там серьёзно обсуждались. Это хорошо. Хуже, когда на этом этапе делаются необоснованные заявления. Здесь нужны разумные аргументы, а не эмоции. Не дело, когда на этапе обсуждения людям спекулятивно предлагают некое «окончательное решение».

Сегодня закон позволяет увеличить варианты структур органов МСУ, а значит, и варианты решения насущных проблем. Это надо использовать, а не прятать от граждан. И если жители крупных городов с районным делением захотят создать муниципальные образования районов внутри города, это возможно. Муниципалитет меняет устав и приступает к изменениям — у районов появляется определённый круг полномочий с чётким финансированием и персональной ответственностью перед населением. Ведь мы часто жалуемся на то, что не убраны дворы, не работает уличное освещение, не отгорожена от машин детская площадка… Это локальные вопросы, но они интересуют каждого жителя и решаются в районах. У района на это должно быть достаточно денег. А концентрация средств на уровне большого города здесь нерациональна. Впрочем, переживать не стоит — закон предполагает обязательное сохранение системы единого городского хозяйства.

Подобная система успешно работала в СССР, вспомните районные советы. Население имело больше возможностей высказать свою точку зрения и контролировать органы власти, вопросы решались оперативно. Так что Свердловская область идёт по верному пути, и позиция губернатора абсолютно оправдана: есть варианты — муниципалитеты выбирают.

Сюжет

Мнение
Рубрика предоставляет слово политикам, предпринимателям, представителям общественности Свердловской области. Главное здесь — заявление личной позиции автора по актуальной теме.

Областная газета Свердловской области