Стационарная телефония и так умирает: она менее удобна и стоит уже лишь чуть-чуть меньше, чем сотовая связь… Но некоторые телефонные компании зачем-то пытаются ускорить этот процесс. Ростелеком вдруг перестал рассылать своим абонентам бумажные квитанции – по его мнению, оплачивать услуги следует электронным способом. Но многих потребителей новшество отнюдь не обрадовало, а напугало: кто-то не понимает, что происходит, кто-то не знает, как теперь платить, а кто-то (например, жители небольших деревень) сейчас даже не могут узнать, а сколько же они должны…
Владельцы тысяч стационарных телефонов не получили в этом месяце квитанцию на оплату услуг связи. Раз квитанций нет, значит, заплатить не смогут и вскоре телефоны отключат — так решили многие хозяева современных кнопочников и допотопных «вертушек». И встревожились. Особенно те, для кого телефон — последняя надежда и ниточка к «скорой» и другим экстренным службам. Особенно там, где эти службы неблизко.
Инакозвонящие
В отличие от банковской аферы, заказчиков которой сейчас ищут, новые алармисты хорошо известны — это ОАО «Ростелеком». Ни от кого не прячутся и бодро, хоть и не очень внятно, отвечают на вопросы СМИ. Дескать, у компании существует целая программа, они её нарекли стимулирующей, (далее цитирую пресс-релиз Ростелекома, отправленный в редакцию пресс-секретарём Екатеринбургского филиала компании Екатериной Нечаевой) «по внедрению удобной и современной формы выставления счетов за услуги связи — в электронном виде». Но многие по-прежнему доверяют классическому бумажному варианту.
В городах Свердловской области более одного миллиона, в сельской местности — без малого сто тысяч абонентов стационарной телефонной связи. Услуги местной телефонии предоставляют 97 организаций-операторов. Ростелеком является одним из явных лидеров по количеству абонентов. Сколько их точно, в пресс-службе екатеринбургского филиала компании сказать затруднились. Взяли тайм-аут. Что вообще-то удивительно: если компания так заботится, опекает и стимулирует своих клиентов, надо бы знать, сколько их. Если гнать в электронное «стойло» скопом, стимулируя страхом отключения единственной ниточки связи, — тогда чем больше, тем лучше, а сколько именно — неважно.
ЕЛКА есть, о «звёздочке» забыли
Вернёмся к стимулирующей программе. Вот что сообщает пресс-служба Ростелекома в своём релизе.
«В сентябре текущего года начался второй этап стимулирующей программы. Начиная с мая в бумажных счетах за услуги связи, направляемых части абонентов, проводилось информирование о программе перехода на электронные счета, в том числе публиковались персональные логин и пароль для доступа в Единый личный кабинет абонента www.kabinet.rt.ru (ЕЛКА), в котором размещаются электронные счета. Оплата данного счёта в срок до 25 сентября 2014 года будет означать согласие абонента на получение электронного счёта».
Было ли на обороте бумажных квитанций предупреждение о том, что в сентябре бумажные счета не придут? Жительница села Краснополянского, что в Байкаловском районе, Надежда Ильиных, просмотрев все квитки с мая по август, утверждает, что такого предупреждения не увидела. Её соседка-пенсионерка Ираида Карпова — тоже. Поскольку Надежда Александровна — помощник на общественных началах омбудсмена нашей области и вообще человек активный, то она приняла проблему близко к сердцу и добралась до местного, байкаловского, центра услуг Ростелекома. Из разговора с начальником участка Николаем Заниным, у активистки сложилось впечатление, что для него исчезновение бумажных счетов тоже стало неожиданностью. В телефонном разговоре с «ОГ» Занин и вовсе начал запираться: все вопросы — в головной офис компании в областном центре. Пресс-релиз оттуда связист передал в местные СМИ. Но уже после тревожных, а то и панических обращений земляков. Сколько было таких обращений, поинтересовались мы. Может, одно-два — тогда нечего и огород городить. Даже на этот, сугубо местный, вопрос Занин отвечать отказался. Видать, крепка корпоративная закваска, дорожат сотрудники компании местом в Ростелекоме. Вот бы так же дорожили мнением абонентов.
Предположим, кто-то из старых и немощных, непродвинутых хозяев стационарных аппаратов решит «простимулироваться» и заплатить… Но как, через что? В посёлке, по словам Надежды Ильиных, на 1400 жителей от силы полтора десятка пользователей-обитателей Всемирной сети. Есть несколько вариантов оплаты без бумажного счёта: через платёжные терминалы, которые установлены в магазинах; в центрах услуг связи компании; через банкоматы. «Мы — низкодоходная публика», — сетует помощник омбудсмена. Работающих среди местных жителей — пять процентов. Может, потому, а может, по какой другой причине, терминалов в Краснополянском нет. Реально заплатить можно только на почте. Если всё-таки добраться до платёжного терминала, нужно знать, сколько платить.
Это легко, отвечают в Ростелекоме-Урал. Есть бесплатный номер 8–800–300-1806, работает в любое время суток. Надо дождаться ответа автоинформатора и набрать либо номер своего лицевого счёта (а вы его знаете?), либо просто номер телефона. Я набрал. Ничего. После змеиного шипения в трубке — вежливое «до свидания». И так несколько раз. Пока не сообразил, что между бесплатным номером информатора и своим надо нажать на клавиатуре телефона «звёздочку», то есть перевести аппарат в тоновый режим. Мне до пенсии год, и то сообразил не сразу. Каково же тем, кому за 70, а то и 85, как моей маме. При попытке объяснить ей, что и как, только дошёл до «звёздочки» — услышал в трубке тяжкий вздох: сынок, я не запомню. И сколько таких, кто в силу возраста не сможет запомнить и кому, в отличие от мамы, некому помочь?
Контрольный звонок
Читаешь релизы Ростелекома — всё ясно-понятно. Как примеришь на наших ветеранов-стариков, становится не по себе. И даже заверения компании не успокоят. «Абонент может вернуть доставку счёта на бумажном носителе. Во-первых, можно просто не оплачивать электронный счёт до 25 сентября, в этом случае с октября будет восстановлено выставление бумажных счетов. Никаких пеней и ограничения доступа к услугам для этой группы абонентов применяться не будет». Отключать телефоны за неуплату тоже временно не будут. Верим. Но проверим. С вашей помощью: звоните, если вам таки отключат телефон. Звоните от соседей.
Все, кого «ОГ» опросила по проблеме бумажных квитанций, начиная с комитета по защите прав потребителей, кончая Роскомназдором и Роспотребнадзором, отвечают, что от своих близких-ветеранов знают о проблеме, но письменных обращений пока не было. От надзорных ведомств — были. В частности, Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России, которая считает, что ОАО «Ростелеком» по закону должно доставлять счета на бумажном носителе. Кроме всего прочего, это контрольный документ в случае спорных ситуаций, который всегда под рукой, в отличие от банковских проводок.
Буква закона
Вопросы пользования стационарными телефонами регулируются Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 310.
Компания-оператор ответила в свойственной манере (комментарий имеется в редакции): «Ростелеком действует строго в правовом поле». И далее — о преимуществах электронной оплаты, стимулирующей программе и прочих важных для ОАО вещах. Что ж, коммерческая компания и должна заботиться в первую очередь о себе и своих акционерах. Государство — о своих гражданах. Если компания не может — или не хочет — договариваться с гражданами, должно вмешаться государство.