Недавние изменения в закон об ОСАГО должны были свести на нет затянувшийся в этой сфере автострахования кризис, когда одни терпят убытки от продажи полисов, а другие постоянно недовольны качеством услуг, и в итоге частые споры приводят обе стороны в суд. Однако нельзя сказать, что после вступления в силу большей части нововведений проблемы сразу исчезли.
Напомним, поправки вступают в силу частями. Так, со 2 августа увеличился лимит выплат по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудника ГИБДД) с 25 тысяч рублей до 50 тысяч.
С 1 сентября появился 50-тысячный штраф, который обязан будет заплатить страховщик за незаконный отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг. С 30 до 20 дней сократился срок на выплату компенсации страховой компанией. А неустойка за просрочку будет составлять один процент от суммы выплаты.
С 1 октября лимит выплат по ущербу автомобиля увеличится со 120 тысяч рублей до 400, а предельный износ вашей «ласточки» будет снижен с нынешних 80 процентов до 50. Следующее изменение вступит в силу 1 января 2015 года — появится единая автоматизированная информационная система, содержащая страховую историю всех клиентов.
Возьму на себя смелость предположить, что изначально вкладывалась идея повысить ответственность страховых компаний, а в качестве компенсации потребитель будет платить за полис больше.
— Практически все новые положения закона весьма прогрессивны для потребителя. Но я думаю, у страховых компаний произойдёт некоторое перераспределение клиентов. После введения нормы, где сказано, что каждый водитель сможет обращаться только к своему страховщику, автовладельцы будут более тщательно выбирать компанию исходя из общественного мнения, собственного удобства, финансового положения — как отнеслись, насколько объективно рассчитали выплаты… — рассуждает Вячеслав Тарасов, руководитель регионального представительства Российского союза автостраховщиков (РСА). — Страховые компании, скажу прямо, неоднозначно восприняли изменения. Например, по европротоколу: любые повышения выплат без должного оформления и видеофиксации могут повлечь за собой случаи мошенничества со стороны автовладельцев (инсценировка ДТП, подставы на дорогах. — Прим. ред.). Кроме того, страховщики рассчитывали, что стоимость полиса ОСАГО вырастет больше (по расчётам РСА стоимость должна была объективно подняться на 50 процентов, а Центробанк с 1 октября поднимает базовый тариф полиса ОСАГО до 30 процентов). Так, «ГУТА Страхование» и ряд других компаний перестали заключать договоры ОСАГО.
Или пример с Ингосстрахом (входит в тройку лидеров по ОСАГО). 1 сентября компания практически повсеместно перевела свои филиалы из областных центров в небольшие населённые пункты: из Екатеринбурга в село Сажино (уверена, не все коренные свердловчане сразу сообразят, где это), из Челябинска в посёлок Увельский, из Тюмени в посёлок Демьянка… И так почти в 70 регионах. «Нужно реформировать региональную сеть с точки зрения снижения расходов и повышения рентабельности», — пояснил столичным журналистам гендиректор Ингосстраха Михаил Волков.
В принципе, по мнению Владимира Селянина, представителя свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов, ситуация с отлыниванием страховщиков от заключения договоров ОСАГО существовала давно и никак не связана с недавними изменениями в законе.
— Но новые нормы могут как-то исправить такое положение и гарантировать, что любой автомобилист получит полис ОСАГО в удобном месте в удобное время? — спрашиваю нашего эксперта.
— Появился пункт, что за незаконный отказ страховщику придётся заплатить штраф в 50 тысяч рублей. Но до сих пор я не сталкивался со случаем применения этой нормы. Пока она мёртвая, — делится мнением Владимир Селянин. — Нет реального механизма, как доказать, что тебе отказали. К тому же отказы ведь неявные. Происходит примерно так: «Чтобы заключить договор, нужно осмотреть машину, а сейчас нет свободного эксперта. Запишитесь на ноябрь, декабрь…». Можно разве что прийти в страховую вместе с представителем прокуратуры, но тогда, понятное дело, всё найдётся — и бланки, и нужные специалисты.
Кстати, что касается европротокола, то представитель Комитета по защите прав автомобилистов советует в любом случае вызывать сотрудников ГИБДД. Во-первых, велик риск ошибки в угадывании суммы ущерба (даже при её увеличении до 50 тысяч). Во-вторых, появилась строчка: если потребитель получил выплаты по европротоколу, то никакие претензии предъявлять к страховщику не может. А здесь, как видите, очень важно правильно рассчитать стоимость повреждений.