Уже больше десяти лет ни один екатеринбургский День города не обходится без выставки ретроавтомобилей. Год от года многие экспонаты здесь повторяются — круг любителей старинных авто довольно узок. В их числе неожиданно для нас оказался заместитель главы Екатеринбурга по экономике и финансам Александр Высокинский.
Среди выставочных машин, что в честь городского праздника выстроились на перекрытой улице Ленина, взгляд сразу приковывает чёрная «Чайка». На вопрос: «Как найти владельца?», мне отвечают: «Сейчас придёт, высокий такой, кудрявый». К автомобилю подходит Высокинский, который соглашается не только рассказать о необычном увлечении, но и прокатить в салоне своего, как оказалось, не единственного ретроавто. «Спорим, что материал про меня в «ОГ» не выйдет?» — предложил Александр Геннадьевич. Мы поспорили, и он, как видите, проиграл.
В 60-х годах на Свердловскую область была положена одна такая машина, она возила секретаря обкома партии.
— Мы были вынуждены закончить выставку раньше, потому что народ начал заходить за ограждения. Это чревато тем, что машины поцарапают, прецеденты уже были. Владельцы очень переживают за свои автомобили, потому что почти каждая из них уникальна для нашего города, существует в единственном экземпляре, а уж для владельцев они и вовсе бесценны.
— Откуда у вас эта «Чайка»?
— Машина 1962 года, работала в московском горкоме партии, я купил её несколько лет назад, после чего мы с друзьями и сыновьями её разобрали практически полностью, до болтика. Потом собрали и покрасили. Все детали здесь родные, искал, заказывал через Интернет. С точки зрения своего времени, это очень прогрессивный автомобиль: двигатель 200 лошадиных сил, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Машина полностью отечественной разработки, хотя дизайн заимствован у американских авто.
— На работу на ней не ездите?
— Нет, у меня есть служебная. Ездил бы — говорили: «Вот какие они, городские чиновники». Никто же не знает, что я своими руками её перебирал.
— Коллекционирование ретроавтомобилей — это хобби для богатых?
— Это хобби для увлечённых. Вы можете купить готовый экземпляр или заплатить за реставрацию, и это будет дорого. А можете найти то, что требует восстановления, и заниматься всем самостоятельно. Порядок цифр совсем другой, но это будет долго. И, кстати говоря, коллекционеры — это те, кто ставят машины в ряд и никуда на них не ездят. Мы же называем себя любителями. Я на этой машине иногда выезжаю по выходным. Беру семью и едем кататься, у нас это называется выгулять автомобиль.
— А с чего у вас началось увлечение машинами?
— Я рос с отцом в гараже, мне всю жизнь интересны машины. И сейчас дома у меня хранятся запчасти, дети постоянно в масле. И это хорошо, у них руки будут расти из нужного места. Младшему четыре года, он машинам пока только радуется, а от старшего уже есть реальная помощь.
— У вас это не единственный ретроавтомобиль?
— Нет, есть ещё, например, «Волга» — спецавтомобиль КГБ СССР, она тоже сегодня здесь, на выставке. А «Чайку» все любят, потому что много советских семей на ней женились. Списанные машины, отслужившие свою службу в госучреждениях, отдавали в загсы. Но, конечно, их было очень мало.
— Сейчас тоже стало модно арендовать ретроавтомобили на свадьбы…
— Нельзя такие автомобили оскорблять свадьбами и фотосессиями. Это живая история. Вот сейчас мы едем и как будто переносимся во времени. В 60-х годах на Свердловскую область была положена одна такая машина, она возила секретаря обкома партии.
— Эти автомобили, учитывая их ценность, интересны угонщикам?
— Нет, они слишком заметны. Представляете, эта машина одна в городе. Её сразу же найдут. Можно, конечно, как с картинами — украсть и никому не показывать. Но, думается, такая машина в первую очередь вызывает желание на ней поездить.
— А если какой-нибудь коллекционер предложит её продать за большие-большие деньги, куда его отправите?
— В космос.