Метили в губернатора, угодили в тюрьму

«ОГ» завершает серию публикаций-воспоминаний о лучших следователях Среднего Урала. Последняя, пятая по счёту часть следственной саги посвящена участникам самых резонансных расследований «лихих 1990-х» — уголовных дел о преступлениях мафиозных сообществ.

Свердловск, ещё не переименованный в Екатеринбург. Вечер Рождества 7 января 1991 года. По улице на бешеной скорости проносятся два автомобиля, из заднего по первому бьёт пулемётная очередь, одна из веера пуль сражает пожилую женщину — первую в череде случайных жертв неслучайных войн преступных группировок.

Большинство отморозков из банд Овчины и Трифона, которые устроили охоту друг за другом на улицах уральской столицы, выловили за несколько недель. Последний судебный процесс над ними закончился 4 декабря 1996 года. Следователям удалось отправить на скамью подсудимых две «футбольных команды» — по 11 участников каждой из бригад.

Если раньше специализация следователей прокуратуры была достаточно широкой, то уже для изобличения участников и организаторов гангстерской войны преступных сообществ «Центр» и «Уралмаш» понадобились узкие специалисты. Посмотрите на фотографии, которые я извлек из своего архива.

Квартет следователей, которые довели до суда дело о наёмных убийцах из преступного сообщества «Уралмаш». Руководитель следственной группы Михаил Казымов, его предшественник Александр Афанасьев, специалист по криминальным пиротехникам Валерий Шмаков и участник международного расследования Игорь Анисимов

Вот как поделилась следственная группа по делу команды наёмных убийц уралмашевской ОПС, которую по фамилии главаря назвали курдюмовцами. Молодому следователю Игорю Анисимову досталось международное направление. 5 декабря 1993 года в пригороде Будапешта (!) был убит Николай Широков — один из лидеров враждебной группировки «Центр». Курдюмовцам удалось внедрить в его окружение свою шпионку, и она впустила в особняк Широкова убийц… Венгерские следователи обменивались материалами с нашими, и Анисимов стал участником международного расследования.

25 июля 1995 года от случайной сработки своей же самодельной бомбы погибли двое криминальных подрывников-курдюмовцев. Третьего контузило, и он попал в руки сыщиков. На место выехал дежурный следователь Александр Афанасьев. Он и взвалил на себя всю тяжесть беспрецедентного расследования. В мае 1996 года ветеран передал бразды правления Михаилу Казымову, а сам занялся «автоматчиками» — так назвали участников убийств с использованием стрелкового оружия. Причём не только автоматов, но и базук!

30 декабря 1996 года были найдены тела Селиверстова («Блондина») и Безгинова («Бези»), авторитетов «Уралмаша», убитых по заданию главарей ОПС. Чтобы обнаружить останки, пришлось вскрыть 200 метров только что сданной федеральной автотрассы. Добиться разрешения на это следователям помог тогдашний губернатор Эдуард Россель.

Валерий Шмаков расследовал преступления с участием «слепых киллеров». Так называют мины за то, что они поражают всё живое, а не только объект покушения. Таких взрывов курдюмовцы устроили не менее шести. В конце концов главному «минёру» оторвало голову его же адской машинкой. Большинство курдюмовцев арестовали и судили. Но последыши не успокоились и 14 января 1998 года устроили взрыв во время проезда машины губернатора Росселя. Губернатор не пострадал, а покушавшихся нашли. Правда, уже другие следователи и в другом, нынешнем, веке.

Сюжет

Следствие вели...
25 июля 2014 года впервые будет отмечаться День сотрудника следствия России. «ОГ» публикует воспоминания о лучших представителях этой профессии на Среднем Урале.

Областная газета Свердловской области