Есть у меня один знакомый. Он очень следит за политической ситуацией в стране, за состоянием улиц, дорог и лиц. И всё это ему очень не нравится. Между ним и Россией наметился раскол. России всё равно, а знакомый переживает. И обо всём пишет в Фэйсбук. Если совсем коротко, то его посты сводятся к тому, как много разных плохих русскоязычных людей обижают одного хорошего его.
Вывод знакомого прост: он родился не там. Истину эту он подкрепляет каким-нибудь жизненным опытом или фактом биографии в духе: «Вчера опять лизал асфальт у бетонного завода. Вкус совсем не такой, как в Германии. Ах уж эта страна...». На днях он же восторгался в Интернете статьёй с многообещающим почином: «Разговор с лесбиянкой из Норвегии». Я не исключаю, что это была самая умная лесбиянка из Норвегии на свете, но слишком уж странный конферанс для нравственного авторитета. Всё равно что выйти на литературный диспут и заявить: «Как сказал известный гей Оскар Уайльд...» Да кому какое дело, кто там в этом смысле Оскар Уайльд? Значим и известен он совсем не этим.
Мне было бы плохо и страшно жить в выдуманном мире моего знакомого: в узкой полоске света стоит он, а темнота наступает. Из неё, гремя кандалами, выходят мужики с атомными минибомбами в карманах, то и дело крестя себя серпом и молотом. И с криком «за Сталина» бросаются на знакомого. В этот же день он в кафе заказывает суп, и боится, как бы ему не принесли лапоть вместо ложки. Вечером он боится уже хулиганов. Ведь они могут побить его голову всеми четырьмя томами «Войны и мира», а он способен лишь беспомощно закрываться руками и вспоминать о Евровидении.
Неделю назад он, разумеется, умчался из немытой России на чемпионат мира. Может быть, болеть за нашу сборную? Как бы не так. У неё ведь даже гимн советский играет. Он опять сравнивает Россию. Теперь по футбольным параметрам. Сравнивает почему-то не с Камеруном, Ганой или Гондурасом. Сразу с Германией. Максималист. Конечно, сопровождает всё словами «нужно задавать себе высшую планку».
Или вот ещё о любви к родине. «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног...» Кто сказал? Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Правильно ли, что патриотизм это не безоглядная любовь ко всему подряд, а и ненависть к страшным и уродливым чертам своей страны? Правильно. Но вот бы прочитать ленту Пушкина в Фэйсбуке. Там наверняка, как и у моего знакомого, были бы стоны, жалобы и нытьё. Про коррупцию, суды, нищету, глупость и грязь, и дороги, и власть, и ЕГЭ... Но и про прощение, сочувствие и сострадание было бы. А про несчастного себя нет. Про боль собственную, выше которой нет ничего, не было бы. Ну кто же виноват, что мой знакомый таков? Не Пушкин ведь.
Специально для сомневающихся полная цитата от Александра Сергеевича: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство...» Была в том письме Вяземскому и такая замечательная фраза: «Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? Если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь...» Ну точно Пушкин предвидел появление моего знакомого. И разница между ними очевидна. Пушкину уехать мешал царь. А знакомому никто не мешает. Ездит, ещё как. Фотографии выкладывает, сравнивает велодорожки в Амстердаме и Ивделе. И сейчас в нашей стране всегда есть возможность прийти на вокзал, взять билет и уехать, никому не мешая. Я бы своему знакомому лично в дорогу курицу сварил.
Сюжет
После работы
«После работы» полоса для чтения на диване.