Из 58 аптек Свердловской области, проверенных Росздравнадзором, в тридцати обнаружены серьёзные нарушения. На 18 аптек документы отправлены в судебные инстанции.
Проверки начались после трагедии в Детской областной клинической больнице № 1. Там в феврале этого года после введения физраствора при подготовке к операции умер четырёхлетний ребёнок. Ещё двое детей попали в реанимацию. Появилась версия о том, что вместо физраствора в упаковке оказался формалин. Руководитель Росздравнадзора по Свердловской области Игорь Трофимов это предположение опроверг. Физраствор был физраствором, но, судя по всему, готовился и хранился он в ненадлежащих условиях.
Екатеринбургскую аптеку № 418, где закупали препарат, проверили по предписанию прокуратуры сразу. И нашли массу нарушений. Температурный режим не выдержан, светозащита отсутствует, санитарные нормы не соблюдаются. Изготовленные препараты анализируются выборочно, хотя по правилам необходимо отслеживать каждый. Предупредительные надписи на упаковке («для клизмы», «для дезинфекции», «детская») отсутствуют. Но, может быть, самое важное незаконное изготовление лекарств. По закону аптеки не имеют права изготавливать вещества, которые производятся в промышленном масштабе, а в проверяемом учреждении обнаружили и трёхпроцентную перекись водорода, и десятипроцентный нашатырный спирт, и пятипроцентную глюкозу, и ещё множество других медикаментов явно неправомочного происхождения.
Самое печальное, что 418-я аптека не исключение! Ещё в восемнадцати аптеках области изготавливают препараты, на производство которых у них нет права. Удручающие выводы сделаны пока заочно на основании изучения документации. Но и документации хватило для обращения в судебные инстанции. Теперь, когда документы ушли в суд, специалисты начнут шерстить аптеки уже лично.
Закон, запрещающий аптекам готовить лекарственные препараты, производимые в фабричных масштабах, никто в секрете не держит. Принят он ещё в 2010 году. Но аптеки продолжают варганить кустарный продукт, а больницы его закупать. Те и другие нарушают закон. Но больницы делают это практически вынужденно из-за другого закона, обязывающего закупать лекарства через аукцион, где в привилегированном положении оказывается тот продавец, чьи цены ниже. Препарат, сделанный «на коленке» в аптеке стоит почему-то дешевле аналога, произведённого в крупном фармацевтическом концерне.