Добыча полезных ископаемых на Урале ведётся три столетия. За это время дремучие урманы отступили, край стал обжитым, уютным для человека. Современным горнопромышленникам всё труднее начинать разработку месторождений. Где бы не копнули — получают общественный отпор.
Люди уверены, что интересы бизнеса угрожают их малой родине: ухудшают экологию, вредят природным памятникам, нарушают привычный жизненный уклад. Сейчас на карте Свердловской области есть несколько горячих экологических точек.
Как только в муниципалитете разворачивается строительство (здания, карьера, завода…), сопряжённое с вырубкой леса или посягательством на места массового отдыха, защитники родных просторов выходят на митинги, собирают многочисленные подписи под петициями, ведут переговоры с властью. Действия их схожи, но ситуации настолько разные, что каждая требует индивидуального подхода и вдумчивого разбирательства.
К примеру, история строительства щебёночного завода на Юрьевом Камне вызвала серьёзный социальный всплеск. Специалисты сколько угодно могут спорить между собой, нанесёт ли карьер вред Черноисточинскому пруду и действительно ли Юрьев Камень является памятником природы, это уже не так важно. Важно то, что абсолютное большинство жителей посёлка Черноисточинск и их соседи-тагильчане выступают против добычи диоритов на этом месте. Это мнение отражено в ходе общественных слушаний, в резолюциях пикетов и митингов, в массовых обращениях сначала к нижнетагильскому мэру Сергею Носову, а затем к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, в Общероссийский народный фронт. Отовсюду общественникам обещана поддержка. Тем не менее инициатор строительства по суду вернул лицензию и не намерен отступать. Борьба за Юрьев Камень продолжается. Очередная весна на тагильской земле начнётся с митинга в защиту Юрьева Камня.
На широкий общественный резонанс надеются и жители посёлка Зюзельский, по соседству с которым собираются открыть базальтовый рудник. Их беспокоит не только личное благополучие, связанное с шумом, пылью и потерей любимого места отдыха, но и вторжение промышленников в места, хорошо известные нам по сказам Павла Бажова.
— По владениям Серебряного Копытца и Синюшки пойдут многотонные машины, а Хозяйка будет наблюдать с Азов-горы, как у подножия её трона гремят взрывы, — горько иронизирует молодая жительница посёлка Дарья Макарова.
Владелец ООО «Железянский рудник» Гаджи Абдулкаримов пообещал, что будет соблюдать все экологические нормы, использовать современные технологии и импортную технику, а взрывы будет производить так, что они не принесут людям особого беспокойства. Его заверения народ не успокоили. Глава поселковой администрации Ираида Зубарь и мэр Полевского Александр Ковалёв решили заказать независимую экологическую экспертизу, чтобы убедиться в безопасности промышленного объекта. Но вряд ли документы убедят местных жителей, что горнодобывающая деятельность не изменит их жизнь. Зюзельский ещё помнит, как сотрясались дома от шахтных взрывов, изводились леса и отравлялись воды. Вновь становиться промышленным горным центром посёлок с полуторатысячным населением упорно не желает.
Бурю людского негодования вызывают и лесные потери, связанные с началом строительства объектов. Зюзельский скорбит о двух гектарах пихтового леса, а жители Верхней Пышмы отстаивают лесопарк в черте города. Им совершенно не нравится, что с согласия администрации муниципалитета 60 гектаров зелёной зоны, отделяющих жилые районы от промышленных площадок, превратятся в логистический центр и дачное товарищество. В городе в эти выходные прошёл митинг в защиту леса, а на проблемном участке общественниками организовано патрулирование.
Так же, уничтожая зелёные зоны и игнорируя протестные настроения жителей, действуют арендаторы земельных участков в Качканаре. При строительстве офисного и торгового центров сровняли с землёй насаждения в центре города. Качканарцы честно признаются, что готовы жертвовать деревьями при возведении садиков или спортобъектов, но ещё один торговый центр вызвал народный протест. Под гневными письмами о вырубке в адрес чиновников подписались сотни жителей.