Дополнительное образование мы привыкли считать штукой второстепенной — в кружках и секциях не ставят оценок и не сдают экзаменов. Но нередко именно там раскрываются таланты и находятся ответы на вопрос, кем стать. Участники «круглого стола», который прошёл в редакции «Областной газеты», обсудили то, каким должно быть допобразование.
Участниками беседы стали министр общего и профессионального образования области Юрий Биктуганов, директор екатеринбургского Дворца молодёжи Константин Шевченко, директор Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства Ольга Бурганова и заместитель директора некоммерческого партнёрства «Строители Урала» Юрий Гришин.
Юрий Биктуганов. Фото Алексея Кунилова.
Министр обрисовал картину в целом: сегодня в системе дополнительного образования области задействовано около 68 процентов детей от 6 до 18 лет. Но секции — дело добровольное, сегодня ребёнок туда ходит, завтра бросает, потому что «перегорел». Чтобы сохранить мотивацию, нужно всё время держать руку на пульсе: чувствовать, как меняются интересы школьников.
— Направление движения подсказывает нам жизнь. Что увлекает современных детей? Гаджеты, Интернет, новые технологии. Значит, работать с подростками нужно, разговаривая на их же языке, — считает директор екатеринбургского Дворца молодёжи Константин Шевченко.
За день до участия в «круглом столе» он побывал в Московском центре модернизации образования. На одном из семинаров педагогов допобразования учили применять в своих занятиях QR-коды.
Ольга Бурганова. Фото Алексея Кунилова.
Сегодня в регионе востребовано дополнительное образование политехнической направленности. Популярность набирает образовательная робототехника: в течение трёх последних лет открываются робототехнические отделения в городах области — до конца этого года их будет 15.
Констанин Шевченко отмечает: занятия в политехнических кружках отражаются и на школьных оценках. Когда ребёнок понимает на практике, как собрать робота или смоделировать самолёт, изучение законов физики и математических формул не вызывает у него больших сложностей. Здесь же решается и задача профориентации, которую не стоит откладывать на потом.
— По исследованиям специалистов в области образования, возраст, когда мы можем поспособствовать выбору профессии ребёнка, —
Константин Шевченко. Фото Алексея Кунилова.
С ним соглашается заместитель директора некоммерческого партнёрства «Строители Урала» Юрий Гришин. Он смотрит на проблему с позиции работодателя:
— С экранов телевизоров дети наблюдают за шоу и сериалами о красивой жизни и воспринимают их как целевые установки. Второй месяц у меня на столе лежит резюме девочки, которая получила уже невостребованную нынче профессию — менеджер. Подростки должны понимать, что есть масса интересных и нужных профессий, которые требуются рынку.
В 2014 году Дворец молодёжи планирует запуск Центра профориентации подростков. Его проект одобрен в минобразования области. Одно из направлений работы — создание телевизионной программы с элементами реалити-шоу, его участники, школьники области, смогут побывать на предприятиях области, познакомиться с мастерами своего дела. Во Дворце молодёжи надеются, что идея найдёт поддержку среди предприятий региона.
— В систему допобразования сейчас готовы инвестировать многие компании. Например, недавно корпорация «Intel» открыла бесплатные компьютерные курсы для школьников. На площадке нашего центра мы надеемся объединить инициативных единомышленников, — отметил Константин Шевченко.
Юрий Гришин. Фото Алексея Кунилова.
Собеседники посчитали идею перспективной и поделились аналогичным опытом. Как рассказала директор Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства Ольга Бурганова, их учебное заведение уже не первый год привлекает в качестве преподавателей специалистов с предприятий. Поначалу им не хватает теоретической базы, но вскоре они восполняют эти пробелы, аттестуются и показывают высокие результаты.
Сфера дополнительного образования не остаётся незамеченной и в новых образовательных стандартах. Согласно их содержанию, каждый ребёнок вправе найти кружок по своим интересам.