В третий раз за полгода труженики СПК «Колхоза имени Чапаева», расположенного на территории Костинской сельской администрации, общим собранием утвердили проект межевания земельных участков. И в третий раз решение высшего органа власти в кооперативе может оказаться в мусорной корзине или в суде: администрация МО Алапаевское не подписывает протокол. Очередная претензия районных чиновников вызвала искреннее недоумение даже в областном минагропроме: в зале сельского клуба «незаконно» присутствовала... специалист министерства.
Чур, первые!
Право на бесплатное получение земельной доли сельским труженикам (в том числе и работникам колхозно-совхозной социалки, и крестьянам-пенсионерам), как известно, дала Российская Конституция. Произошло это ещё 20 лет назад. Размер индивидуального земельного пая определялся внутри каждого хозяйства исходя из площади его земельных массивов. В «Чапаеве», разделив земельный массив на число колхозников, получили результат: доля каждого колхозника 9,1 гектара. Перед людьми встала задача определить местонахождение своих участков в составе общедолевой собственности, отмежевать и стать собственниками земли в полном смысле слова. Ведь доля это ещё не земля в традиционном её понимании, а что-то вроде пресловутого ваучера. А реальные отмежёванные участки можно продать частнику, фермеру или на выгодных условиях сдать в аренду тому же землепользователю, который этой землёй и владел.
Первыми в «Чапаеве» гектары доброй пашни отмежевали себе от общедолевых за кооперативные деньги сами управленцы и иже с ними. Всего 32 человека. Напомнить о совести оказалось некому, председатель СПК Иван Мельников в то время работал на выборной должности главы Алапаевского района, а на хозяйстве фактически оставалась команда специалистов во главе с экономистом Татьяной Устюговой. Народу сказали: это межевание, дескать, было пробным шаром, во вторую очередь и вас отмежуем.
Однако три с половиной сотни колхозников так и остались с бумажкой гербовым документом «Свидетельство о регистрации права собственности». Одна за другой попытки превратить своё бумажное право в реальный участок земли разбиваются о железобетонный административный панцирь.
Не уберёг Василий Иванович колхоз своего имени от «смутных времён». Фото автора.
Нет, и нет, и нет
Нелегитимность первого собрания, состоявшегося в нынешнем мае, начальник районного земотдела Сергей Родыгин объясняет тем, что его инициировали не те, кто должен был это делать. Организовывать подобные мероприятия функция районной администрации. А чапаевские дольщики, не дождавшись инициативы из района, взялись за дело сами. Их ведь земля, в конце концов!
30 июля более трёх сотен сельчан снова собрались в доме культуры села Костино, чтобы обсудить ту же повестку. Родыгин представлял районную власть в качестве уполномоченного главы (назначения уполномоченного немалыми усилиями добились от алапаевской администрации сами колхозники). А через несколько дней в райсуд поступило заявление с требованием признать собрание членов кооператива незаконным. Оказывается, полномочия Родыгина в качестве представителя главы МО наступили только 31 июля на другой день после собрания.
Назначив новую встречу в том же месте с той же повесткой на 13 ноября, дольщики постарались предусмотреть самые микроскопические «соринки», которые в глазах района или руководства СПК могли бы стать «брёвнами» на пути к отмежеванию участков. «Чапаевцы», имеющие свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, явились в почти
Организованность дольщиков и безупречность ведения собрания произвели впечатление даже на замминистра. Однако уполномоченный главы района Родыгин в очередной раз отказался подписать протокол: мол, в зале были посторонние специалист минагропрома, невьянские делегаты и несколько сельчан, не являющихся пайщиками. Все эти «лазутчики» должны были, как он заявил «Областной газете», подать заявления на имя главы района с просьбой разрешить им присутствовать на собрании. Где алапаевское чиновничество отыскало такой регламент, остаётся загадкой.
Торг неуместен
Собственно, Родыгин ещё до собрания предупреждал, что не подпишет протокол, если пайщики не согласятся на уменьшение своих участков с 9,1 га пашенной земли до 5,9 га. Пайщики не согласились.
В отношении размеров долей закон даёт чёткое определение. Тот размер, который указан в свидетельстве при утверждении проекта межевания ни в коем случае нельзя изменить. Это требование закона. У вас у каждого в свидетельстве значится площадь 9,1 гектара, столько вы и должны получить, на собрании поддержал крестьян юрист Игорь Вараксин.
Кадастровый инженер Геннадий Подойников добавил:
Никаких предложений по доработке проекта межевания ни в кадастровую палату, ни мне как кадастровому инженеру не поступало. Поэтому площадь 9,1 гектара остаётся в силе.
Замминистра агропромышленного комплекса области Дмитрий Дегтярёв положил конец дискуссии. Он обратился к пайщикам от имени главы министерства:
Решение собрания является высшим органом. Вы должны делать всё по закону.
В итоге протокол не подписан, и «чапаевцам», похоже, надо готовиться к четвёртому собранию с той же повесткой, за которую они голосовали уже трижды и которую выучили наизусть.
Нынешней осенью пайщикам, будто в насмешку, разнесли платёжки с требованием перечислить земельный налог. Сумма на каждого пайщика указана из расчёта 9,1 гектара. Взять уплату налога на себя землепользователь СПК «Колхоз имени Чапаева» не предлагает.
13 ноября чапаевские дольщики в третий раз попытались решить на общем собрании вопрос земельных паёв. Но снова ушли ни с чем... Фото автора.
Колхозники с возу...
Колхоз имени Чапаева для пайщиков тружеников села Костино и десяти близлежащих деревень отнюдь не чужой. Они и их родители добывали «Чапаеву» славу одного из лучших в регионе и орден Трудового Красного Знамени. Но полтора года назад, когда руководство кооператива поменялось без ведома и согласия трудового коллектива, эта точка на карте Алапаевского МО стала горячей. «ОГ» рассказывала об этих событиях в номерах 28 и 29 августа 2012 года («Было наше, стало...») и в нынешнем февральском номере 67 (6725) в материале «С бобров не взыщешь».
Напомним. К концу зимы прошлого года колхоз имени Чапаева оказался на грани выживания: до посевной два месяца, а в хозяйстве ни бензина, ни солярки, ни удобрений, а долгов десятки миллионов. По совету начальника районного сельхозуправления Юрия Манькова большинство членов кооператива согласилось продать «Чапаева» некоей холдинговой компании за 13 миллионов рублей. В кооперативе тогда насчитывалось всего десять человек. Остальные больше четырёхсот сельчан из кооператива вышли. По версии правления, вышли добровольно.
Но сами люди в один голос утверждают, что их обхитрили: выкупили за их же деньги деньги кооператива их имущественные доли под видом выплаты «дивидендов», которые якобы всё равно бы пропали из-за неминуемого банкротства СПК. А как не поверишь, если сам Маньков на колхозном собрании заявил: дела ваши плохи, надо «Чапаева» банкротить. Да и «дивиденды», за которые люди расписывались, не глядя в подсунутую бумагу, были слишком скромные, чтобы в них можно было угадать имущественные паи. Лишь позднее выяснилось: расписывались «чапаевцы» в отпечатанных бланках заявлений о выходе из СПК.
Согласившись продаться в холдинговую компанию на её жёстких условиях, горстка членов СПК «Колхоз имени Чапаева» всё-таки спохватилась и решила спасать положение другим способом звать в председатели Ивана Мельникова, который к тому времени оставил кабинет районного главы. А уже в июле районная газета сообщила: банкротство в «Колхозе Чапаева» отменяется, экономическое положение СПК налаживается.
Закон бессилен?
Выправив хозяйственно-финансовый крен «Чапаева», Иван Мельников начал разбираться с потерями, которые произошли в его отсутствие в результате странных сделок (оказалось продано за 1,5 миллиона рублей 11 тысяч га земель с расчётной лесосекой 24 тысячи кубометров в год), явных хищений (вскрылась недостача 197 тёлок и нетелей), хитрого выкупа имущественных долей СПК у сотен колхозников.
Эти действия председателя и его обращения в прокуратуру (кстати, там и зависшие) понравились в правлении не всем, как и его несогласие преобразовать сельхозкооператив в общество с ограниченной ответственностью. Ведь ради этого и выкупались у колхозников их имущественные паи. В СПК, если по закону, хозяев-дольщиков должно быть не меньше половины трудового коллектива, а в ООО всё имущество предприятия может принадлежать единицам. Из-за Мельникова блестящий план оказался неосуществим. Тогда члены СПК простым большинством проголосовали за то, чтобы убрать Мельникова из председателей. И, как колхозники по этому поводу ни шумели, ничего сделать не могли и не могут до сих пор. Ведь они теперь в родном «Чапаеве» всего лишь наёмная рабочая сила.
Мало того, руководство кооператива при явной поддержке муниципальной власти старается не допустить межевания общедолевых земель. Два собрания пайщиков по судебным искам СПК признаны нелегитимными. Теперь, требуя «подредактировать» протокол третьего собрания, районная администрация создаёт почву для новой судебной тяжбы. В результате этих тяжб «чапаевцы» месяц за месяцем не могут превратить своё бумажное право на землю в реальный участок.
Также в нарушение закона сельхозкооператив продолжает состоять из 13 членов, хотя численность его работников превышает 400 человек. В то же время второй год, несмотря на представления районной прокуратуры, руководство СПК игнорирует 111 заявлений от «чапаевцев», желающих вернуть себе членство в кооперативе.
Алапаевский прокурор Александр Мухаев в разговоре с журналистом «ОГ» год назад выражал готовность добиваться исполнения представлений, которые направлял руководству СПК «Колхоз имени Чапаева». На устранение нарушений Мухаев давал месячный срок, а в случае неисполнения обещал «принять меры». Прошло 14 месяцев. В этот период за неисполнение прокурорских представлений председатель СПК Сергей Юрьев был единожды оштрафован на 2 (две) тысячи рублей.
Больше мы, в принципе, ничего здесь сделать уже не смогли, призналась заместитель прокурора Татьяна Мелкозёрова.
А время идёт. По закону земельные паи «чапаевцев» могут быть признаны невостребованными и перейти в собственность муниципалитета. А право тружеников на земельную собственность навсегда будет утрачено.
Работники СПК «Колхоз имени Чапаева», ветераны труда, жители Костинского сельского поселения собственники земельной доли в общей долевой собственности направили губернатору Свердловской области обращение, в котором попросили оказать им действенную помощь в решении затянувшейся проблемы и повлиять на администрацию МО Алапаевское. «Неужели мы, люди от земли, не можем реализовать своё конституционное право на земельную долю? Ведь основная задача местного самоуправления защищать права граждан, проживающих на территории муниципального образования, и обеспечивать их благосостояние», говорится в обращении.
В последние полтора года Костинскую сельскую администрацию можно определить как территорию нарушения законов и законных прав человека труда. Колхозники пытаются изменить ситуацию и бьют во все колокола, потому что верят: в правовом государстве должна восторжествовать справедливость. Что же ещё нужно сделать «чапаевцам», чтобы их колокола были услышаны?
Фото автора.
Между тем
Председатель СПК «Колхоз имени Чапаева» Сергей Юрьев категорически отказался побеседовать с корреспондентом «ОГ», заявив, что он прессу в село Костино не звал.
Глава Костинской сельской администрации Владимир Мельников (однофамилец «опального» председателя Ивана Мельникова) не сумел прокомментировать сложившуюся на территории ситуацию. На вопрос корреспондента ответил весьма оригинально:
Я не вмешиваюсь в хозяйственную деятельность.
Село взволновано второй год, а вы остаётесь в стороне?
Я вообще не уполномочен разговаривать с журналистами.
А кто должен вас уполномочить?
Не знаю. Наверное, глава муниципалитета.
Глава МО «Алапаевское» Валерий Заводов не пожелал говорить с «Областной газетой» о ситуации в Костинской сельской администрации и СПК «Колхоз имени Чапаева». Услышав эту просьбу, он отключил телефон со словами: «Я за рулём», и больше на звонки не отвечал.
Кстати
Хозяйство «Колхоз имени Чапаева» уникально для Урала и даже для России тем, что в его «золотой копилке» сразу два Героя Социалистического Труда: председатель Андрей Телегин, руководивший колхозом с 1959 по 1979 год, и главный агроном Евгений Ростецкий, который трудился с 1962 по 2003 годы. «Чапаев» был известен не только богатыми урожаями, но и как школа передового опыта растениеводства, где проходили мастер-классы растениеводы со всей страны.
Мнения
Дмитрий ДЕГТЯРЁВ, заместитель министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области :
То, что происходит в колхозе имени Чапаева, демонстрирует невозможность реализации законных прав и интересов граждан. Но органы государственной и муниципальной власти по закону не вправе вмешиваться в деятельность производственного кооператива. Задача министерства в оказании господдержки сельхозтоваропроизводителям, чтобы они могли развиваться. Сложившуюся в Алапаевском районе ситуацию потребуется разрешать в суде. К сожалению, будет потрачено время, которое лучше было бы использовать на развитие производства.
Татьяна МЕРЗЛЯКОВА, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области:
Проблема с межеванием земель есть в нескольких городских округах в Камышловском, Пышминском, Сысертском. В Алапаевском районе, без сомнения, происходит нарушение прав людей, которые всю жизнь трудились на земле. Они получили право на земельные паи, но никак не могут пробиться через завесу бюрократических игр и явных махинаций, чтобы это право реализовать. Прокуратура пыталась пресечь незаконные действия захвативших власть в кооперативе «предприимчивых членов», выносила представления в их адрес об устранении нарушений закона. Межрайонный следственный отдел проводил проверки по фактам вмешательства территориального управления областного минсельхоза (ещё до его реформирования в министерство агропромышленного комплекса) в деятельность колхоза. Я направляла запросы алапаевскому районному прокурору А.В. Мухаеву относительно мер прокурорского реагирования на противоправные действия, руководителю Режевского следственного отдела Д.А. Плотникову. Начальника ГУ МВД области М.А. Бородина просила взять под личный контроль ситуацию с проверкой материалов о хищениях крупного рогатого скота в 2011 году. К сожалению, результатом проверок следственного управления и органов внутренних дел стали отказы в возбуждении уголовных дел, а прокурорская проверка завершилась штрафом для председателя СПК «Колхоз имени Чапаева» в размере двух тысяч рублей.
Считаю, что в данном деле именно областная власть должна защитить наших людей. Нельзя обрекать сельских тружеников на бесконечные судебные тяжбы, им надо помочь.
Иван МЕЛЬНИКОВ, депутат Алапаевской районной Думы, бывший председатель СПК «Колхоз имени Чапаева»:
Единодушие, с которым «чапаевцы» пытаются добиться справедливости, понятно: люди в нашем колхозе привыкли верить руководителям. Они исключительно верили Андрею Васильевичу Телегину, который руководил колхозом 21 год, вывел хозяйство в лучшие по области и был удостоен за это звания Героя Соцтруда. За 17 лет моего руководства колхозом земляки тоже поняли, что второго дна у меня нет. А полтора года назад произошла страшная несправедливость, колхозников обманом лишили права участвовать в делах кооператива, а теперь и не дают получить законные земельные паи. Хозяйство формировалось годами, основу его имущественного комплекса создавали их отцы и деды. А теперь это всё досталось горстке граждан, которые боятся смотреть этим людям в глаза, говорить с ними, и вот на последнем собрании опять предпочли не показываться. Думаю, справедливость должна восторжествовать. Не может на чапаевской земле закрепиться неправда.