«Облгазета» публикует рассказы сотрудников «Облагазеты» о своих героических родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
- Леонид ПОЗДЕЕВ:
– Мой отец Поздеев Евгений Александрович в 1942 году окончил Ленинградское артиллерийско-техническое училище и был направлен на должность офицера службы артиллерийского вооружения 60-й армии. В составе этой армии участвовал в битве на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении правобережной Украины и Закарпатья. Затем армия прошла с боями Польшу, а 9 мая 1945 года освобождала Прагу.
Старший брат моего отца лейтенант Поздеев Василий Александрович в 1939 году окончил Ленинградское Краснознамённое пехотное училище и был направлен на советско-финский фронт на должность командира пулемётного взвода 212-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии. В январе 1940 года был ранен в бою при прорыве линии Маннергейма. После госпиталя вернулся в свой полк на должность заместителя командира пулемётной роты. Осенью 1940 года 49-я дивизия была передислоцирована на советско-германскую границу – на станцию Нужец Брест-Литовской области. Последнее письмо домой написал 21 июня 1941 года. В первый же день войны дивизия была окружена в лесах Беловежской пущи, где вела бои без подвоза боеприпасов и продовольствия до 7 июля 1941 года. Когда и при каких обстоятельствах погиб лейтенант Василий Поздеев, как и его сослуживцы по 212-му стрелковому полку, неизвестно.
- Юлия БАБУШКИНА:
– Мой прадед по отцовской линии Егор Молчанов родился в 1911 году в деревне Артакуль Башкирской АССР. В июле 1941-го красноармейцем ушёл на фронт, попал в 48-й мотострелковый полк. А через месяц погиб, получив смертельные ранения. Это произошло в Псковской области, у города Великие Луки. Жена Егора, моя прабабушка Ксения, узнала о случившемся из письма однополчанина – Николая Бабушкина:
«Я, Бабушкин Николай Васильевич, сообщаю нерадостную новость. Были с Егором вместе, его убило из миномёта. Ранения получил – одно в лоб, а другие в живот. Нас шло отделение, дак убило троих и ранено пять человек, и осталось только невредимых два человека. Мы унесли сильно раненых, а его, Егора, похоронили тут – на месте. Сейчас меня тоже ранило, и я нахожусь в госпитале. Егора убило 1 августа 1941 года, а писал я письмо 3 августа. Писать ранее никак невозможно было…»
После смерти Егора прабабушка Ксения так и не вышла замуж. Одна воспитала троих детей, дожила до преклонного возраста. Письмо фронтового друга до сих пор хранится как семейная реликвия. Интересно, что дочка Егора и Ксении Антонина впоследствии вышла замуж за Алексея Бабушкина… Эту же фамилию получил мой отец Александр...
Мой дед по материнской линии Геннадий Лоскутов ушёл на фронт в 18 лет. Был дважды ранен. Дошёл почти до Берлина. Вернулся домой в 23 года – старшим сержантом, и абсолютно седым. Нам удалось выяснить, что летом 1941-го дед попал в «учебку» – Астраханское пехотное училище, а в декабре этого же года уже стал разведчиком в составе 96-й горно-стрелковой дивизии (позднее 14-я Гвардейская стрелковая дивизия). В 1942 году был контужен, а после госпиталя вновь вернулся на фронт механиком-водителем среднего танка в 4-м танковом корпусе. Корпус вёл наступательные операции на Украинских фронтах, последовательно выбивая фашистов с западных границ страны. Так в мае 1945 года дед оказался в Румынии, где получил второе ранение и был уволен в запас. Победу встретил в госпитале, а домой вернулся только в 1946 году.
О войне дедушка почти не рассказывал. «Про то время только штабисты болтают, потому что никогда не были на передовой», – как-то обмолвился он. Из редких, обрывочных фраз я узнала, что дед испытал настоящий шок, когда ему, совсем молодому парню, пришлось выносить из горящих домов детей…Что, когда шли в штыковую, командиры наливали солдатам для храбрости водку и и кричали: «Падаешь? Закрывай телом пядь советской земли!»…Что в окопах сидели ребята разных национальностей, но все как один защищали Родину… А когда открылся второй фронт, союзники-американцы приехали на передовую, как на пляж, – в шортах и лёгких касках…
Дед ушёл из жизни в 1995 году, ему было 72 года. Уже после его смерти я выяснила, что дед принимал участие в захвате Сандомирского плацдарма в Польше, где советские войска нанесли сокрушительный удар по немецким танкам – «королевским тиграм», и благодаря этому освободили Польшу и вступили в Германию. Воспоминания военных лет мучили деда всю жизнь. Он не спал по ночам (из-за контузии слышал грохот орудий), частенько «принимал на грудь»… А в День Победы, гладя боевые награды, плакал от обиды – что не дошёл до Берлина…
Марина НЕГЕРЕЙ:
– Мой дед Фёдор Евграфович Самойленко родился на Кубани в 1898 году. Службе в армии отдал 38 лет – начал служить в 1918-м, окончил службу в июле 1956 года. Кадровый офицер, полковник, прошёл всю войну, дошёл до Берлина в составе Первого Белорусского фронта и принимал участие в его взятии (129-я стрелковая дивизия, 518-й стрелковый полк, 41-й стрелковый корпус, 3-я армия).
Во время войны и дальнейшей службы дед награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Александра Невского, двумя орденами Красного Знамени, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За освобождение Варшавы» (за Варшаву награждён также польским крестом), «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», а также орденом Ленина (1954). Войну прошли также оба его сына – мои дяди Ким (стрелок-радист пикириющего бомбардировщика) и Георгий (танкист, дошёл до Берлина).
Ольга ПЕШКОВА:
– В годы Великой Отечественной войны мой прадед Василий Андреевич Храмцов был ведущим инженером на Полевском криолитовом заводе. На Урал эвакуировали заводы, и он помогал осуществлять их запуск, постоянно бывая в командировках. Позднее прадед был награждён орденом Ленина за свой трудовой подвиг.
Василий Андреевич отправил на фронт двух сыновей. Валерий, к сожалению, погиб в первые дни войны на Украине. Второй сын Виталий прошёл всю войну и отметил её завершение, став участником Парада Победы.С 1942 года служил младшим сержантом на легендарных «Катюшах» в 26 Гвардейском миномётном Кировоградском краснознамённом полку. Награждён медалью «За отвагу» и другими наградами.
«Осуществляя замысел Верховного главнокомандующего, в феврале 1944 года полк в составе Гвардейской армии совершил разгром окружённой Корсунь-Шевченковской группировки немцев. Тысячи машин, десятки тысяч трупов оставил противник в этих боях. Выполняя личное указание Маршала Советского Союза Ивана Конева, полк занимает огневые позиции по направлению главного удара рвущихся из окружения немцев. За героизм личного состава полк был награждён орденом Богдана Хмельницкого. В августе 1944 года, участвуя в Ясско-Кишинёвской операции, гвардейцы-кировоградцы врываются в город Яссы. За отличное воинское мастерство, проявленное в боях за город Яссы, полк награждается орденом Суворова, – написало в письме младшему сержанту Храмцову от имени командира и начальника политотдела гвардейского миномётного Кировоградского краснознамённого полка.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №81 от 08.05.2020.
Сюжет
Конкурс «Наша Победа»
«Областная газета» предлагает поделиться памятью о своих дедах и прадедах.