«Областная газета» продолжает рассказывать о вкладе уральцев в Победу в Великой Отечественной войне (первый материал о члене Свердловской общественной организации «Тыл – фронту» читайте в выпуске «ОГ» за 15.01.2020). Сегодня мы в гостях у человека, который стоял у истоков этой общественной организации. Зоя Смердева, как и другие школьники Верхнего Дуброво во время Великой Отечественной войны, трудилась на Косулинском абразивном заводе.
Зоя Михайловна говорит о себе: «Я из того поколения, кто сделает всё, что нужно, без оглядки на условия». В сезон простуд немного приболела, не выходит из дома, читает повесть Николая Никонова «Старикова гора», делится впечатлением: «Мы так и жили, всё правда, это точно про нас написано».
Сегодня Зое Смердевой 88 лет, а когда закончилась война, было всего 13. Но уже с 11 лет их, пятиклашек, снимали с уроков и водили трудиться на Косулинский абразивный завод, рядом с которым была школа: рабочих рук под конец войны не хватало. А абразивы для производства военной техники были очень нужны защищающейся от фашистов Советской Родине. Первым делом эти абразивные материалы везли в соседний Свердловск, заводы которого выпускали в Великую Отечественную войну и снаряды, и бомбы, и самолёты, и танки. Требовался абразив и в других городах области, да и по всей стране. На весь Советский Союз таких абразивных заводов тогда было всего три.
Косулинский абразивный был создан в цехах Завода огнеупоров. В 1941 году сюда эвакуировали часть аппаратуры Ленинградского абразивного завода «Ильич», и уже 18 марта 1942 года была выпущена первая партия абразивного инструмента.
– Мы, дети, приезжали сюда вместо уроков: в цехах стоял туман, вытяжки почти не было, – вспоминает Зоя Михайловна. – А нам того и надо: в тумане ничего не видно – мы между делом успевали поиграть. Дети… Работа у нас была непростая: соскребали с готовых абразивных кругов, вышедших из печей, загрязнения-окалины. Круги были разные – диаметром от 1 сантиметра до полутора метров.
В печах, где закаляли абразивы, спали рабочие между сменами, чтобы не ходить домой. Вместе с ними и старший брат Зои, которому в 13 лет пришлось бросить школу. Мама Зои трудилась в бригаде на торфяниках. Взрослые резали торфяные брикеты, а детей привозили помогать: складывать их в гурты. Торфом топили заводские печи.
– Летом ездили в трудовой лагерь в лес – собирать ягоды и грибы, жили в палатках, – рассказывает Смердева. – А потом нашили кисетов солдатам и повезли их вместе с ягодами и грибами в госпиталь в Свердловск. Выступили перед ранеными с концертом, раздали подарки: это настоящий праздник для нас был.
Зоя Михайловна рассматривает фотографию своего класса, сделанную в 1943 году. Трудно поверить, что этим ребятам всего по 11 лет – такие взрослые у них глаза. Отцы воевали, и детям пришлось взрослеть, встав к заводским станкам.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №039 от 04.03.2020 под заголовком «Зойкино детство»
Сюжет
«Старшее поколение»
Об активной жизни людей предпенсионного и пенсионного возраста.