В конце прошлой недели Президент России Владимир Путин подписал закон, дополняющий п.1 статьи 86 Семейного кодекса РФ. Теперь в список обстоятельств, по которым суд может привлечь родителей к дополнительным расходам на детей, включили «отсутствие пригодного для постоянного проживания помещения». Реакция последовала моментальная: народ решил, что теперь, помимо алиментов, с нерадивого родителя можно взыскать и хорошие деньги на жильё. Но так ли это?
– Принципиальных изменений в новой поправке нет, но это дополнительная гарантия защиты ребёнка, и ничего плохого в этом нет, – считает президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров. – Конечно, кого-то новые обязательства могут только ещё больше оттолкнуть от брака, но людей, которые понимают, что дети – это радость, и хотят, чтобы их ребёнок жил достойно, не будут против таких дополнений.
Предусмотренное изменение позволит суду в каждом случае учитывать место проживания ребёнка и принимать решение, основанное на балансе интересов ребёнка и родителя, выплачивающего алименты. Однако суд обязывает родителей обеспечить ребёнка жильём лишь в отдельных случаях, и размер этого участия также оставлен на рассмотрение суда.
МНЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ
Михаил КАЛЬЯНОВ, Екатеринбург:
– Лично я буду платить за своего ребёнка жене после развода, если я посчитаю это нужным. Точнее, уже плачу, без всяких решений суда. Но обязать разведённого мужчину обеспечивать женщину жильём? Интересный вариант. А как оценить, допустим, адекватность выбора съёмного жилья? Всё это приведёт лишь к тому, что мужчины окончательно уведут в тень свои доходы.
Наталья ЗАЙЦЕВА, Екатеринбург:
– Новый закон ничего не изменит. Нужно заставить работать уже имеющиеся или ввести альтернативу с выплатой алиментов от государства, которое потом взыскивает их с родителя-неплательщика.
– Этот закон уже окрестили как «закон о праве детей на жильё». Но новое дополнение – только основание для дополнительного участия родителя в оплате расходов на несовершеннолетнего по решению суда в отсутствии соглашения между родителями, – говорит адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов Иван Кадочников. – Раньше п. 1 ст. 86 Семейного кодекса РФ включал только возмещение расходов на лечение и на реабилитацию ребёнка и на практике применялся очень редко. Более того, взыскания этих расходов чаще всего однократны. Больших ожиданий быть не должно: суды будут применять поправку только в исключительных случаях, и никакой оплаты ипотеки, дома или квартиры не предусматривается. Более того, если в жизни родителя, с которым проживает ребёнок, произошли события, лишившие его единственного жилья, то ребёнок, скорее всего, будет определён в социальные службы (интернат) или же ко второму родителю, у которого есть пригодное жильё.
Если суд учтёт жилищные условия ребёнка и обяжет родителя к дополнительным расходам, то в случае уклонения, взыскание пройдёт в том же алгоритме, что и в ситуации с алиментами. А долги по алиментам в стране, согласно отчётности Федеральной службы судебных приставов, уже выросли в восемь раз с 2012 года и, показав исторический максимум, превысили 152 млрд рублей в 2019 году. Общая сумма долга по алиментам в Свердловской области - порядка 3 млрд рублей. Если при существующем законодательстве общий долг только растёт, откуда уверенность, что будет работать новая поправка?
Меры воздействия на должников:
- Обращение взыскания на денежные средства и имущество должника;
- Ограничение на выезд за границу;
- Привлечение к административной и уголовной ответственности;
- Ограничение в специальных правах.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».
- Опубликовано в №026 от 13.02.2020