С 1 по 10 июня в Новоуральске состоялись события V Всероссийской летней творческой школы для одаренных детей «РИФЕЙ».
Проект реализован с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Учредители творческой школы: Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности, Художественно-просветительская программа «Новое передвижничество», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», программа «Территория культуры Росатома» и Новоуральский городской округ. Научно-методическое сопровождение осуществляют Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского и кафедра ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В 2021 году участниками проекта стали 182 юных таланта и 53 преподавателя Детских школ искусств, студенты творческих учреждений среднего и высшего профессионального образования. С 2016 года творческая школа объединила участников 56 территорий 25 регионов России от Магадана до Санкт-Петербурга.
Программа творческой школы сложилась из 142 мастер-классов по специальностям: фортепиано, скрипка, классическая гитара, орган, классический танец, академическое пение, академическая живопись, графика и композиция. Состоялись 10 лекций, 2 семинара, 2 дискуссии, Арт-путешествие по Новоуральску.
Эксперты творческой школы – ведущие преподаватели образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга: заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, профессора, доктора и кандидаты наук, солисты ведущих творческих коллективов нашей страны, члены союза композиторов, союза театральных деятелей и союза художников России.
Александр Тростянский (скрипка), заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского; Наталья Богданова (фортепиано), лауреат международных и всероссийских конкурсов, заведующая отделением «Специальное фортепиано» Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского; Наталья Романова (классический танец), доцент Московского государственного института культуры кафедры современной хореографии; Федор Строганов (орган), лауреат международных конкурсов, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, композитор; Татьяна Мищенко (академическая живопись, рисунок, композиция), член живописной секции Союза Художников, директор, преподаватель Санкт-Петербургского художественного лицея имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств; Виктория Яровая (академическое пение), лауреат международных конкурсов, ведущая солистка Московского музыкального театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова, приглашенная солистка ведущих театров России и Европы; Александр Ермаков (теория музыки), кандидат искусствоведения, доцент Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского; Светлана Онучина (скрипка), лауреат международного конкурса, доцент Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, преподаватель Уральской специальной музыкальной школы; Станислав Нестеров (классическая гитара), лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского; Оксана Гагарина (музыковедение), кандидат искусствоведения, преподаватель Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского; Вера Лазаренко (история искусств), искусствовед, директор Детской художественной школы Новоуральска; Екатерина Журавлева (народное музыкальное творчество), заместитель директора Детской школы искусств Новоуральска; Татьяна Медведева (история искусств), преподаватель высшей квалификационной категории Детской школы искусств Новоуральска; Сергей Фильчаков (музыкально-компьютерные технологии). преподаватель высшей квалификационной категории Детской школы искусств Новоуральска; Надежда Секачева (хореографическое творчество), преподаватель высшей квалификационной категории Детской школы искусств Новоуральска; Татьяна Никитина (история музыки), преподаватель Детской школы искусств Новоуральска.
«Рифей» – открытая дискуссионная площадка. Обмен мнениями, обсуждение проблем и предложений, выработка решений и планирование – в формате активного диалога общались участники творческой школы, эксперты и ведущие спикеры: Оксана Конышева, руководитель программы «Территория культуры Росатома», Советник Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом»; Максим Секачев, заместитель Главы Администрации Новоуральского городского округа по социальной политике; Ирина Шаповалова, заведующий Отделом культуры Администрации Новоуральска, член Коллегии Министерства культуры Свердловской области и Совета по культуре Госкорпорации «Росатом»; Ольга Астафьева (проектное управление), доктор философских наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор центра «Гражданское общество и социальные коммуникации»; Ольга Шлыкова (социальные коммуникации), доктор культурологии, профессор кафедры ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заместитель директора центра «Гражданское общество и социальные коммуникации»; Вадим Яровой (менеджмент в сфере культуры), исполнительный директор Художественно-просветительской программы «Новое передвижничество»; Никита Мерзлов – исполнительный директор V Всероссийской летней творческой школы для одаренных детей «Рифей».
В этом году определились три дискуссионных площадки: круглый стол – пресс-конференция «Всероссийская летняя творческая школа для одаренных детей «Рифей». Лучшие практики самореализации и развития талантов»; семинар Ольги Шлыковой «Проектная деятельность в сфере культуры: региональный опыт, технологии, новации» для руководителей и специалистов учреждений культуры; V Всероссийский форум руководителей учреждений дополнительного образования в сфере культуры программы «Территория культуры Росатома» на тему «Творческая среда умного города Росатома. Технологии и новации художественного образования. Инновационные прорывы и гуманитарные перспективы».
Для жителей Новоуральска «Рифей» – это продолжение концертного сезона, а для участников – возможность сценической и выставочной практики. Состоялись три концерта участников школы, в одном из них принял участие Станислав Нестеров. Благодаря тому, что на творческой школе несколько образовательных направлений, программы концертов отличались разнообразием жанров, музыкальных инструментов и видов искусств. Незабываемыми событиями концертного сезона Новоуральского филармонического общества стали музыкальные вечера Александра Тростянского (скрипка) и творческого дуэта Виктории Яровой (меццо-сопрано) и Федора Строганова (орган). Все эксперты – артисты мирового уровня – щедро дарили свое искусство зрителям, которые с первых минут были покорены эмоциональной широтой и виртуозным исполнением мастеров.
10 июня V Всероссийская летняя творческая школа для одаренных детей «Рифей» завершилась праздничным Гала-концертом, посвященным Дню России. Кроме массы впечатлений участники увезли с собой сертификаты, подписанные экспертами, руководством творческой школы и Общенационального фонда развития культуры и защиты интеллектуальной собственности. На память ребята оставили множество отзывов. Вот несколько из них:
«Творческая школа «Рифей» – это супер профессионально, очень интересно, очень полезно. Я обязательно буду рекомендовать поучаствовать в ней своим друзьям»«Я начала пытаться за очень короткое время сделать прорыв через трудности к успеху. Я начала больше работать со звуком, темпом, начала фантазировать. Мне очень понравилось»«После мастер-классов я лучше стала понимать музыку, ее правила и закономерности. Я поняла, что хочу развиваться профессионально».
За пять сезонов участниками «Рифея» стали 1115 юных талантов и 375 преподавателей. Главная ценность проекта – это реальное достижение цели по выявлению и поддержке одаренных детей через творческое общение и мастер-классы с экспертами – преподавателями российских творческих вузов и колледжей, что подтверждается победами на престижных конкурсах, участием в образовательных и концертных программах российских культурных фондов, успешными поступлениями в творческие учреждения среднего и высшего профессионального образования.