Вчера, 21 марта, в Москве открылась выставка номинантов национальной премии в области современного искусства «Инновация». В номинации «Произведение визуального искусства» представлен проект «Заброшенные утопии: Коньковый завод» художника Леонида Тишкова. Готовился проект как экспериментальные полевые исследования индустриального пейзажа Верхотурья, которые в последствии были интерпретированы для создания идеального музея Верхотурского конькового завода в виде художественной инсталляции.
Проект был реализован в рамках программы арт-резиденций второй Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая проходила осень 2012 года в регионе при поддержке министерства культуры Свердловской области, и вошел в экспозицию итоговой выставки программы на площадке Центрального стадиона в Екатеринбурге. Религиозный и духовный центр Свердловской области Верхотурье уникальный пример не-индустриального города в промышленном регионе. Город Верхотурье находится в стороне от природных месторождений железных руд, но коньковое производство всего за полвека своего существования (с 1948 по 1997 гг.) достигло здесь больших успехов.
На протяжении многих лет он оставался передовым предприятием в своей отрасли, неоднократно награждался переходящими красными знаменами Министерства промышленности СССР. Спортивные ботинки для коньков поступали из Свердловска с фабрики «Спортобувь», а металл из Горького и Новосибирска. Художественный образ конькового завода Тишков создает на основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими, а также на основе видео и фотоматериалов, сделанных во время посещения заброшенного завода коньков, собирает инсталляцию своеобразный «музей конькового завода». Все части инсталляции являются элементами цельной истории, рассказанной художником, раскрывающей и реконструирующей дух и атмосферу места.
Результаты работы художника воплотились в экспозиции выставки биеннале, которая включает в себя мультимедиа инсталляцию «Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Завода», серию фотографий «Руины памяти», документальный фильм «Конец рабочего дня». Главный акцент экспозиции скульптура «Все выше, и выше, и выше» из ржавых коньков, найденных на заводе своеобразный памятник коньку, поэтический образ, монументальный и лиричный. Леонид Тишков: «В 1997 году завод коньков в Верхотурье закрыли. Хотя люди не перестали кататься на коньках, и лед продолжает манить нас своим сияющими зеркалами, коньковый завод исчез, станки и флаги Почета пропали, остатки лезвий заржавели и превратились в железный лом.
Но многие люди живы: они ходили по светлым и чистым цехам, люди, руки которых делали коньки в тех стенах. И нас, прежде всего, интересуют рабочие завода, а также время и пространство памяти, и человек в нем. Поэтому мы возводим прозрачные стены Собора Музея Конькового Завода, в которых поместятся души всех, кто когда-то обитал в цехах, стоял у станков, вытачивал лезвия, прикручивал их к подметкам ботинок, аккуратно укладывал в коробки, проверяя качество изделий». Михаил Марков, владелец бывшего «Верхотурского опытного завода коньков»: «Проект Заброшенные утопии показывает, что достижения тех людей, которые работали на предприятии, не обесценились со временем. Каждая работа в рамках этого проекта транслирует отношение этих людей к труду ведь в прошлом веке завод был не просто местом работы: в цехах люди творили историю города, страны, личную историю, на заводе были свои династии.
Проект Леонида Тишкова воспроизводит ценность индустриального наследия в глазах молодежи, и история Конькового завода становится интересной современному зрителю».
Наталья Бабушкина, Управление пресс-службы и информации Правительства Свердловской области