В Законодательном Собрании Свердловской области фракция «Справедливая Россия» — вторая по численности. В неё входят восемь депутатов. Их планы на весеннюю сессию раскрыл для «ОГ» руководитель фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Ионин.
— Наши справедливороссы как никто умеют предложить такую идею для очередного законопроекта, чтобы надолго приковать к себе внимание прессы. А коллеги из других фракций не ревнуют?
— Не секрет, что в последние годы среди россиян распространилось скептическое отношение к парламентам всех уровней. Я для себя так определил причину этого — депутат не должен превращаться в чиновника, а у нас зачастую это происходит. Вполне возможно, что мои коллеги много полезного делают, сидя у себя в кабинете и работая с бумагами. Однако когда нет обратной связи, жители региона не знают, чем занимается депутат, и смысл его деятельности в глазах общественности теряется. Возможно, такой парламентарий очень многим помогает, но если люди не знают об этом, то говорят: «Зачем нам ещё один чиновник, их и так хватает».
Я считаю, что депутат сегодня в некотором смысле должен быть шоуменом. Ему необходимо заинтересовать людей своей деятельностью, вопросами, которые решают власть и Законодательное Собрание. Я лично стараюсь это делать, рассказывать избирателям о действиях, которые я предпринимаю как депутат. Причём большая часть инициатив, которые вносит наша фракция, не нами придумана — это предложения людей, которые к нам обращаются. Возможно, ещё и этим можно объяснить тот факт, что фракция «Справедливая Россия» отличается самыми креативными законодательными инициативами. Да, наши идеи, действительно, часто привлекают общественное внимание. Но, к сожалению, до принятия региональным парламентом и обретения ими силы закона дело доходит сравнительно редко. Я думаю, что это объясняется издержками политической борьбы. Поскольку политика сказывается на рассмотрении практически каждого вопроса, то у нас, как правило, могут благополучно пройти через Законодательное Собрание только те инициативы, которые предложены не одной фракцией, а сразу несколькими. Но, на мой взгляд, ничего страшного в этом нет. У нас есть примеры, когда благодаря такому межфракционному сотрудничеству удавалось принять очень полезные изменения в законы, в частности, закон о капремонтах или закон, вносящий изменения в порядок транспортного обслуживания населения.
— А какие проблемы депутаты из вашей фракции считают наиболее актуальными сейчас?
— Принципиальная позиция партии «Справедливая Россия» такова: мы считаем проблемой номер один ЖКХ. Оправданность такой точки зрения подтверждают и результаты различных социологических исследований, и личное общение с жителями области. Большинство россиян называет ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве основной проблемой на сегодняшний день. Конечно, большая часть рычагов по воздействию на ситуацию находится в руках федеральных парламентариев, но мы в меру своих сил тоже пытаемся что-то сделать.
Самый яркий пример — федеральный и региональный законы о проведении капитальных ремонтов в многоквартирных домах. На федеральном уровне такой закон получился довольно-таки «сырым». Это подтверждает то, что Государственная Дума уже неоднократно вносила в него поправки. Принимая в нынешнем декабре соответствующий региональный закон, мы постарались максимально подкорректировать его действие на местном уровне. В частности, мы расширили полномочия советов домов. Это значит, что горожане смогут контролировать расходование денег и ход капитального ремонта в своей многоэтажке.
Кроме того, мы в своём законе предусмотрели существенные ограничения по стоимости работ в ходе капремонта. Это сделано для того, чтобы не сталкиваться с завышенными сметами.
Ну и, конечно же, депутаты из нашей фракции работают в профильных комитетах Законодательного Собрания. Каждый из них самостоятельно определяет, какими вопросами заниматься.
Лично я работаю в комитете по развитию инфраструктуры и жилищной политике, поэтому, помимо ЖКХ, стараюсь уделять много внимания вопросам транспортного обслуживания и организации строительства.
— Какие законодательные инициативы вы намерены в ближайшее время внести на рассмотрение Законодательного Собрания?
— Есть принципиальные идеи, которые наша фракция отстаивала в 2013 году и намерена продолжить отстаивать нынешней весной. Это закон о мерах социальной поддержки для так называемых «детей войны». К сожалению, здесь мы пока не можем добиться одобрения парламентским большинством, но не собираемся отступать от своего намерения принять такой региональный закон. Нашу точку зрения, кстати, разделяют многие ветеранские общественные организации. Мы, конечно, стараемся в меру своих депутатских полномочий помогать тем пожилым людям, чьё детство пришлось на 1941–1945 годы. Однако это всё полумеры, нужно законодательно закрепить статус «детей войны», как уже сделано примерно в десяти субъектах РФ.
— Как, на ваш взгляд, изменяется стратегия работы фракции «Справедливая Россия» с течением времени?
— Наша фракция — живой организм. Я сам только несколько месяцев её возглавляю. Основное отличие нашей фракции от других в том, что, пожалуй, она у нас самая демократичная в Законодательном Собрании по принципам работы. Не было ещё случая, чтобы фракция волевым решением заставляла депутатов голосовать вопреки каким-то своим убеждениям. У нас всегда идёт диалог между членами фракции, в ходе которого мы приходим к некоему компромиссу. Каждый депутат — это личность, за которую проголосовали люди. Мы понимаем, что наши депутаты обязаны заботиться об интересах жителей своего избирательного округа.
Второе главное наше достижение — товарищеские отношения внутри коллектива, без внутрифракционных интриг и каких-то взаимных претензий. Мне, по крайней мере, очень комфортно работать в таком коллективе.
— 2013 год запомнился тем, что бывший руководитель вашей фракции Александр Караваев принял нестандартное решение о переходе из Законодательного Собрания Свердловской области в Екатеринбургскую городскую Думу. Чем это объясняется?
— Ну, не надо представлять так, будто он встал и ушёл. За этим решением стояла воля 3500 избирателей, проголосовавших за его кандидатуру как депутата Екатеринбургской гордумы. Да, на тот момент была политическая необходимость в таком переходе. Это яркий пример, подтверждающий, что депутаты из фракции «Справедливая Россия» трудятся не ради регалий или официального статуса, а ради достижения максимальной пользы для избирателей. Я не думаю, что коллеги из других фракций решились бы на такой поступок.
— Какие из региональных законов, принятых за прошедшие 20 лет, вы назвали бы наиболее значимыми для Среднего Урала?
— Мне кажется, что сегодня важнее говорить не о принятых законах, а о тех идеях, которые мы так и не реализовали. Тут наметилась определённая проблема — в последнее время большая часть принимаемых у нас законотворческих инициатив сводится к приведению региональных законов в соответствие с федеральным законодательством. Мало стало проектов законов, идеи которых появились именно на Среднем Урале. Хотя, в принципе, за прошедшие двадцать лет у нас было очень много прорывных событий, например, принятие Устава Свердловской области, который стал первым в стране. Хотелось бы и сейчас сделать нечто подобное, чтобы потом другие регионы изучали наш опыт и принимали такие же законы, как уже действующие у нас. Ведь это хорошая возможность напомнить о своём регионе и показать на федеральном уровне его достоинства.
— Раз уж об этом зашла речь, вы сейчас в Государственной Думе продвигаете какие-то свои законодательные инициативы?
— Да, по итогам депутатских слушаний мы направили предложения в проект федерального закона о частичной отмене идущей сейчас реформы Российских железных дорог (РЖД). Причём эта инициатива — не наша фракционная идея, а предложение от всего Законодательного Собрания Свердловской области в целом.
Идея такого законопроекта появилась из-за того, что, на наш взгляд, проводимая реформа РЖД не устранила монополизм на рынке транспортных услуг. Наоборот, она привела к значительному удорожанию таких услуг и увеличению срока, в течение которого промышленным предприятиям приходится ждать предоставления железнодорожных вагонов. В конечном итоге это проявляется в существенном росте цен на всю продукцию, которая перевозится по железной дороге. В частности, на стройматериалы. По нашему мнению, ситуацию нужно менять, дабы она не тормозила развитие уральской промышленности.
— Расскажите, на что потратили в прошлом году свой депутатский миллион?
— В 2013 году восемьсот тысяч рублей из депутатского миллиона я направил на ремонт помещений школы-интерната для детей-инвалидов, которая расположена в моём одномандатном округе (улица Титова, Чкаловский район Екатеринбурга). Ещё двести тысяч рублей израсходовано на приобретение игрушек и мультимедийного обучающего комплекса для одного из детских садов.
Кстати, хочу подчеркнуть, что оба эти учреждения находятся в областном подчинении. У меня возникла странная проблема — администрация Екатеринбурга уже второй год по непонятным для меня причинам отказывается подписывать документы, необходимые для того, чтобы я мог направить средства из депутатского миллиона на нужды муниципальных учреждений. А ведь я депутат, избранный от Чкаловского района Екатеринбурга.
В 2012 году мне, например, пришлось тратить средства из депутатского миллиона на нужды различных учреждений в Нижней Салде, Каменске-Уральском и Нижних Сергах.
Сюжет
20 лет законодательной власти Свердловской области
Первые выборы в областную Думу состоялись 10 апреля 1994 года. Два минувших десятилетия были обозначены важнейшими событиями в становлении этой ветви власти в регионе.