Законотворческая активность никогда не замедляется в региональном парламенте. Например, уже в конце декабря 2013 года было известно, что на весеннюю сессию 2014 года готовится 51 проект закона.
Задачи на будущее
— Мы значительно расширим наш план законопроектных работ с учётом Послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ, прозвучавшего 12 декабря 2013 года, — прокомментировала председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.
— Фактически мы услышали в Послании Президента России большой перечень законодательных задач, над которыми будем работать в ближайшее время совместно с нашими коллегами из Федерального Собрания. Для достижения целей, обозначенных главой государства, потребуется принятие большого блока новых законов, — добавил председатель комитета Законодательного Собрания по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.
По словам Людмилы Бабушкиной, речь идёт о продолжении реформирования системы местного само-
управления на Среднем Урале. Необходимо сделать переоценку механизма реализации 131-го Федерального закона и рассмотреть возможность усиления общественного контроля за деятельностью муниципалитетов.
— Согласитесь, о многом говорит сам факт, что слова Владимира Путина об усилении роли муниципалитетов прозвучали в самом начале Послания Федеральному Собранию РФ, — подчеркнула заместитель председателя комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева.
Что касается 131-го Федерального закона, то областные депутаты намерены очень внимательно посмотреть, насколько полномочия, которые сегодня возложены на муниципалитеты, обеспечены финансированием из бюджетов разных уровней. Как известно, за четыре года, прошедших со дня вступления в силу этого закона, федеральные законодатели несколько раз передавали различные полномочия от одного уровня власти другому: от региональных властей — муниципальным или наоборот. В частности, на областной уровень передавались полномочия по финансированию здравоохранения и дошкольного образования. Теперь возникла необходимость совместно с руководством муниципалитетов детально изучить сложившееся положение дел и принять законопроект, упорядочивающий ситуацию.
— Нам мой взгляд, очень важен тот факт, что Владимир Путин обратил особое внимание на развитие системы местного самоуправления. Он говорит о значимости этого уровня власти во взаимодействии с населением. Действительно, именно от качества работы наших муниципалитетов у людей создаётся мнение о всей власти в стране, — уверен заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Якимов.
— Более года назад мы уже пытались подступиться к принятию регионального закона об общественном контроле, — напомнила Людмила Бабушкина. — Он у нас получился рамочный. Объясняется это тем, что на тот момент не было соответствующего федерального закона. Но я думаю, что в связи с задачами, поставленными Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ, Государственная Дума скоро примет подобный закон. Поскольку у нас уже есть опыт дискуссии на эту тему, я думаю, что мы будем работать над таким законопроектом параллельно с нашими коллегами из Госдумы. В некоторой степени система общественного контроля за принимаемыми решениями на Среднем Урале уже действует. Сегодня мы активно привлекаем общественность к обсуждению тех или иных законопроектов, в частности, с нами активно сотрудничает Общественная палата Свердловской области. Её представители присутствуют на каждом заседании нашего Законодательного Собрания. Это тоже своего рода общественный контроль, но такая работа у нас до сих пор не закреплена законодательно, что нам и необходимо сделать в ближайшее время.
Кроме того, депутаты регионального парламента намерены продолжить редактирование областного закона о Счётной палате нашего региона.
— Сейчас Счётная палата становится более независимой от воли и желания различных групп граждан, — пояснил Владимир Терешков. — Напомню, её задача — анализировать и контролировать исполнение федерального и регионального законодательства, движение финансовых средств.
Кроме того, на заседаниях комитета по бюджету, финансам и налогам идёт активная дискуссия по законопроекту, изменяющему перечень организаций, имеющих право на льготы по уплате налога на имущество, перечисляемого в областной бюджет.
— Мы этот законопроект рассмотрели в первом чтении и тем самым утвердили его концепцию, — рассказал Владимир Терешков. — Теперь нужно внести в него поправки с учётом изменившегося недавно федерального законодательства. Здесь последовательность будет такая: сначала уполномоченный орган примет решение о кадастровой оценке имущественного комплекса организаций, а потом мы разработаем свой областной закон о ставках этой кадастровой оценки. А уже после этого наступит черёд возвращаться к налоговым преференциям.
О малой энергетике
Комитет Законодательного Собрания Свердловской области по развитию инфраструктуры и жилищной политике сейчас работает над уникальным для нашего региона проектом закона о развитии малой энергетики.
— Эта тема очень острая. Стоимость электричества, которое наши предприятия покупают у большой энергетики, уже зашкаливает, — прокомментировал председатель комитета регионального парламента по развитию инфраструктуры и жилищной политике Олег Исаков. — В Свердловский области, как и во многих других регионах России, становится невыгодно заниматься некоторыми видами бизнеса только по одной причине — из-за непомерно высоких тарифов на энергоресурсы. Многие предприниматели пытаются решить эту проблему, за свой счёт устанавливая оборудование, производящее электричество. Однако отсутствие регионального закона о малой энергетике тормозит развитие по этому направлению, в частности, возникают трудности при оформлении необходимых разрешительных документов.
По мнению горячего сторонника идеи разработки такого законопроекта депутата Владимира Конькова, европейцы уже лет двадцать активно занимаются развитием малой энергетики, а в России хорошо продвинулась по этому направлению Башкирия.
— Малая генерация — это использование возобновляемых ресурсов, торфа, отходов от деревообработки. Но с другой стороны, не стоит забывать о том, что, развивая малую энергетику, мы подрываем большую. Я считаю, что к этому вопросу нужно подходить комплексно и здраво, — уверен заместитель председателя Законодательного Собрания Виктор Якимов. — Нужно помнить ещё и о том, что сегодня значительная часть производимой у нас продукции неконкурентоспособна по сравнению с зарубежными аналогами только по одной причине — из-за высоких тарифов на электроэнергию.
С точки зрения Владимира Конькова, в проекте закона о малой энергетике нужно обязательно предусмотреть какие-то меры защиты предприятий, развивающих у себя такую генерацию, от противодействия со стороны монополистов из большой энергетики. Речь идёт о создании нормальной конкурентной среды на электрорынке — о чём россияне давно мечтают.
Чтобы законопроект получился максимально качественным, депутаты решили организовать серию совещаний с привлечением учёных.
— Нам нужно быть готовыми к тому, что вопрос придётся пробивать. Вне зависимости от того, хотим мы того или не хотим, но сегодня малая энергетика уже развивается. По текущему году в нашей области идёт снижение потребления электричества на 7,5 процента. Конечно, отчасти это происходит из-за применения энергосберегающих технологий и уменьшения объёмов производства, но в какой-то мере это и результат использования малой генерации. Нужна широкая парламентская дискуссия. Нам необходимо найти золотую середину, — сказал Виктор Якимов.
Навести порядок в городах
Кроме того, яркой законодательной инициативой 2014 года стало внесение изменений в областной закон об административных правонарушениях. Напомним, на декабрьском заседании регионального парламента рассматривались сразу два альтернативных варианта этого документа. В итоге большинство голосов набрал и был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» и статью 1 Закона Свердловской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области»». В начале нынешнего года этот законопроект принят в окончательном чтении.
Как сообщил один из его авторов, заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Шептий, профильным комитетом была создана рабочая группа по подготовке и внесению изменений в областной закон об административных правонарушениях. Работа над таким документом длилась более полугода. Это объясняется чрезвычайной остротой вопроса. Ведь толчок в разработке этого законопроекта дали выявленные в муниципалитетах Среднего Урала нарушения Правил землепользования и застройки, в том числе при строительстве автомоек и автосервисов. Кроме того, есть случаи размещения летних кафе в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки (в частном секторе) и в иных территориальных зонах, не подходящих для подобных точек общественного питания. Подобная незаконная деятельность граждан и юридических лиц приводит к нарушениям прав владельцев прилегающих домов, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы жителей области. Поскольку действовавшая редакция закона «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусматривала санкцию за нарушение правил землепользования и застройки только для должностных лиц, то муниципалитеты не могли привлекать к административной ответственности граждан и юридических лиц. Именно эту проблему и решил новый закон.
Сюжет
20 лет законодательной власти Свердловской области
Первые выборы в областную Думу состоялись 10 апреля 1994 года. Два минувших десятилетия были обозначены важнейшими событиями в становлении этой ветви власти в регионе.