От долгих дискуссий на тему: «Можно ли построить большегрузные дирижабли? Нужны ли они вообще?» законодатели России перешли к прямым рекомендациям федеральному правительству: «Помогите дирижаблестроителям! Аэростаты нам нужны для обороны страны и мирных целей». Помочь может и уральская инженерная школа, о силе которой говорил губернатор Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы» (читай «ОГ» от 20.03.2014).
В дрезденском музее транспорта на одном из стендов внимательный человек заметит такую запись: «Урал-3». Длина — двадцать метров, высота пятнадцать, ширина — семь. Грузоподъёмность — до четырёхсот килограммов. Имеет два двигателя от мотоциклов «Урал». Себестоимость при перевозке — две копейки на тонно-километр«. Две копейки?
Мифу о дешевизне транспортных аэростатов больше ста лет. Ещё Константин Циолковский убеждал, что даже если сделать дирижабль из чистого золота, тот принесёт «порядочный процент прибыли». С тех пор изобретатели всего мира пытаются сделать такой большегруз, но дальше опытных образцов дело не идёт. В Свердловской области к производству дирижаблей подступались трижды.
Берёзовский — родина «летающих слонов»
Заметный след в истории воздухоплавания на Среднем Урале оставил участник Великой Отечественной войны, инженер-ракетчик Давид Бимбат. Один его летающий аппарат «Урал-2» участвовал в съёмках некогда популярного фильма «Гиперболоид инженера Гарина» (этот эпизод легко отыскать в Интернете). Другая модель «Урал-3» прогремела на весь СССР по иному поводу.
«В городе Берёзовском Свердловской области проведены испытания пилотируемой модели транспортно-монтажного воздухоплавательного аппарата «Урал-3», — писала газета «Правда» 23 июня 1982 года.
Впервые «Урал-3» оторвался от земли в мае 1982 года. Он не походил на сигару довоенных дирижаблей. В Долгопрудном, где делали классические аэростаты, конструкцию Бимбата иронично окрестили «летающим матрацем». Газетчики писали, что уральский дирижабль похож на слона, спрятавшего хобот. Тело воздушного корабля было сплющено с боков и вытянуто вверх, что, по замыслу авторов, должно было придать дирижаблю большую маневренность.
Пару труб дирижабль «Урал-3» поднял успешно. Фото Анатолия Грахова.
Гипербола инженера Бимбата
«Но оригинальность этой конструкции заключается не только в маневренном управлении, — заявил Давид Бимбат в интервью газете „Труд“ (08.05.1982). — Расчёты показывают, что конструирование дирижабля в виде такого вертикального крыла наиболее целесообразно и экономично. При вертикальном режиме работы эта форма обеспечивает мощную подъёмную тягу. При горизонтальном — прекрасные воздухоплавательные качества, которые позволят преодолевать сотни километров. Ведь этот дирижабль должен совместить в себе как функции надёжного транспорта, так и мощного крана. Он сможет доставлять в труднодоступные местности крупные и тяжёлые конструкции...». Бездоказательно, но впечатляет.
В начале января 1983 года журналисты местных и всесоюзных СМИ, вплоть до «Пионерской правды», собрались на стартовой площадке дирижабля «Урал-3» в лесу под Берёзовским. В первый день подъёма не случилось, во второй и в третий тоже: то метели мешали, то трещину в оболочке заделывали, то грузовик с баллонами гелия сломался... Прошло 10 дней. Мороз крепчал. Коллеги продлевали командировки, спасались от переохлаждения приёмом внутрь чистого спирта с перцем (начальник стартовой поляны научил ), опасались, что от стужи заклинит фотоаппаратуру... 17 января предъявили главному конструктору Давиду Бимбату ультиматум: или дирижабль взлетит в течение ближайших суток, или журналисты разлетятся по своим редакциям.
В 11 часов дня 18 января «Урал-3» ушёл в небо. По сценарию испытаний, воздушное судно должно было приподнять с земли стокилограммовую модель опоры ЛЭП и установить её в центре поляны на бетонную площадку. Но не прошло и минуты с момента старта, как ветер подхватил и унёс дирижабль в неизвестном направлении. Пара мотоциклетных моторов, что должны были удержать невесомый кран на месте, оказались бессильны против стихии.
Пилоты выжили, посадив корабль на верхушки деревьев, а «слон» умер — из пробитой оболочки вытек дорогой гелий. Говорят, пока искали «Урал-3», в аэропорту Кольцово отменили все рейсы — боялись, что самолёт столкнётся с дирижаблем.
С привязного аэростата «Око» полиция следит за порядком. Фото Александра Зайцева.
На Урале даже танки летают
Вторую попытку освоить дирижаблестроение на Среднем Урале предприняли в 2006 году по инициативе Эдуарда Росселя, руководившего тогда регионом. А в декабре прошлого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручил вице-премьеру регионального правительства Александру Петрову оценить перспективу: стоит заняться выпуском комплектующих, а возможно, и целых дирижаблей на уральских заводах, или нет.
На днях в комитете Госдумы по обороне под председательством адмирала Владимира Комоедова устроили парламентские слушания по «законодательному обеспечению развития аэростатических летательных аппаратов...». Побывал там и корреспондент «ОГ», где увидел реальных дирижаблестроителей. В России пока лишь две организации производят по лицензии привязные аэростаты и малогабаритные дирижабли: воздухоплавательный центр «Авгур» (Москва) и Долгопруднинское конструкторское бюро автоматики.
За круглым столом они доложили о своих серийных моделях и новинках. Одни делают летучих наблюдателей по заказу российского МВД (аэростат «Око» в Екатеринбурге — из этой серии), другие работают на оборонку и даже экспортируют товар в 14 зарубежных стран. Но не ради привязных аэростатов собирались. Конструкторы «Авгура» представили на суд зрителей макет грузового дирижабля «Атлант». Заверили, что благодаря совмещению аэростатных и космических технологий грузовик сможет приземляться и взлетать вертикально и без балласта (переменная плавучесть достигается изменением давления гелия за счёт закачки забортного воздуха). А за счёт жёсткой оболочки и уплощённой формы «брюха» дирижабль де сможет обойтись без эллинга, причальной мачты и стартовой команды.
Для инновационной модели «Атлант», кстати, «требуются новые научные вклады в создание лёгких и прочных материалов (например, углеродных волокон и сверхлёгкого алюминия», — отметили члены комитета по обороне. Вот где могли бы помочь уральские оборонщики и учёные-практики!
— Ну, что, скоро над Крымом полетим? — звонит в редакцию известный в Екатеринбурге фанат дирижаблей Станислав Горский.
Не скоро, Станислав Петрович. Транспортные дирижабли — дело будущего.
Мнение
Георгий НОВИКОВ, инженер-испытатель аэростатов, ликвидатор последствий Чернобыльской аварии:
«Если вам кто-то говорит, что строить и обслуживать дирижабли — легко и дёшево, значит, он ничего в этом не понимает. Аэростаты не принесут мгновенной прибыли, поэтому все бизнес-проекты проваливаются. Но если задачу ставят военные, и речь идёт о безопасности страны, тут уже у проекта другие перспективы».
Сюжет
Программная статья губернатора «Сохраним опорный край Державы»
Программная статья губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, опубликованная в «ОГ», вызвала серьёзный резонанс.