«ОГ» продолжает серию публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале. Сегодня речь пойдёт о 2000 годе, который запомнился свердловским парламентариям, прежде всего, очередными выборами: 26 марта избирали не только Президента России, но и половину состава областной Думы, а также целиком – Палату Представителей.
Кроме того, год был отмечен началом перетряски областного законодательства, инициированной новым главой государства – Владимиром Путиным: обретя президентские полномочия, Владимир Владимирович взялся восстанавливать и создавать вертикаль власти. Эти два глагола вскоре «аукнулись и откликнулись» во всех регионах – словосочетание «восстановление вертикали власти» и «создание единого правового поля» стали тогда, пожалуй, одними из наиболее употребляемых в российской прессе…
Ну а начался 2000 год с того, что на головы жителей Свердловской области обрушилась лавина информации о кандидатах. Порядка ста претендентов на 21 кресло депутатов Палаты Представителей и более десяти избирательных объединений и блоков, претендующих на четырнадцать мест в областной Думе, развернули бурную агитационную деятельность…
5 апреля в областной Думе состоялось торжественное собрание – четырнадцать депутатов провожали своих коллег, чей срок полномочий истёк. От имени губернатора Свердловской области всем депутатам областной Думы, избранным в 1996 году, вручили памятные подарки и благодарственные письма.
После выборов – 21 апреля – прошло первое заседание Палаты Представителей третьего созыва. В зале присутствовали все семнадцать избранных депутатов (в четырёх округах на тот момент выборы не состоялись).
Люди в верхней палате Законодательного Собрания Свердловской области собрались весьма солидные. Среди депутатов – четыре главы крупнейших муниципальных образований области, три генеральных директора промышленных металлургических предприятий, три председателя совета директоров различных компаний, два банкира… А пять депутатов Палаты были избраны в третий раз. Средний возраст депутатов Палаты-2000 – 42 года, ранее этот показатель составлял 46 лет.
На том памятном заседании предложили на должность председателя кандидатуру Виктора Якимова. Поскольку других предложений не поступило, в бюллетень для тайного голосования была включена только эта фамилия. И пятнадцатью голосами глава города Каменска-Уральского Виктор Якимов был избран председателем Палаты Представителей третьего созыва.
А первое заседание областной Думы нового созыва открыл Вячеслав Сурганов – он пять лет был бессменным председателем нижней палаты. Срок депутатских полномочий Вячеслава Сурганова подошёл к концу. Коллеги по областной Думе сказали много добрых и тёплых слов в адрес своего председателя. Когда Вячеслав Сурганов покидал зал, все депутаты – в знак глубокого уважения – стоя аплодировали Вячеславу Сергеевичу.
В дальнейшем были предложены три кандидатуры на пост спикера областной Думы: Александр Заборов, Евгений Порунов, Валерий Трушников.
Валерий Трушников взял самоотвод, поэтому в бюллетень для тайного голосования включили фамилии Александра Заборова (от фракции «Единство Урала») и Евгения Порунова (фракция «Наш дом – наш город»).
Расклад политических сил в областной Думе тогда был следующий: фракция «Единство Урала» – восемь мандатов, «Наш дом – наш город» – восемь, движение «Май» и его сторонники («Социальная помощь и поддержка», «Промышленный союз») – пять, «Коммунисты и аграрии» – четыре, «Горнозаводской Урал» – два, «Блок правых сил» – один.
В итоге за кандидатуру Александра Заборова высказалось десять депутатов, за Евгения Порунова – пятнадцать, против обоих – три.
То есть председателем областной Думы избрали Евгения Порунова. А заместителями председателя областной Думы стали Валерий Трушников (движение «Горнозаводской Урал»), Александр Заборов (фракция «Единство Урала»), Вячеслав Тепляков (фракция «Коммунисты и аграрии Свердловской области»), Дмитрий Анфалов (движение «Май»).
Таким образом, представителям всех политических сил Свердловской области были розданы руководящие посты. Из 28 депутатов областной Думы 11 человек заняли руководящие должности: председателя, четырёх замов и шести руководителей комитетов.
– Компромисс найден, – сказал на пресс-конференции, посвящённой итогам формирования рабочих органов областной Думы, её председатель Евгений Порунов, – учтены пожелания всех депутатов и депутатских групп. Дума работоспособная, и теперь мы начнём заниматься разработкой областных законов.
13 мая 2000 года Президент России Владимир Путин подписал указ о создании в России семи федеральных округов. Указ Президента не стал неожиданностью, ведь Владимир Путин не раз высказывался о том, что необходимо принять ряд мер для усиления федерализма. Но речь шла не о новом административно-территориальном делении страны, а о механизме, с помощью которого глава государства сможет оперативно управлять областями России, координировать действия местных властей, а также сделать более самостоятельными федеральные структуры.
Указ стал началом долгой и непростой работы по реформированию административного устройства государства.
5 июня в Екатеринбург из Москвы прибыл полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Пётр Латышев. Для областных законодателей это событие стало значимым, потому что главной задачей полпредства стало приведение региональных законов в соответствие с федеральными нормами.
Итогом такой перетряски регионального законодательства стало то, что в 2000 году протесты прокуратуры на областные законы посыпались как из рога изобилия. Одним из оснований послужило введение должности прокурора Уральского федерального округа, который начал следить за соблюдением всех норм федерального законодательства.
Надзорные органы решили серьёзно перепахать правовое поле Свердловской области. Сей тяжкий «плуг» пришлось тащить и депутатам Законодательного Собрания – только за 2000 год ими было рассмотрено около шестидесяти протестов прокуратуры на областные законы.
Сюжет
20 лет законодательной власти Свердловской области
Первые выборы в областную Думу состоялись 10 апреля 1994 года. Два минувших десятилетия были обозначены важнейшими событиями в становлении этой ветви власти в регионе.