Законодателям пришлось биться за бюджетный рубль

Избранный в 1998 году новый состав Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области решил немало сложных для нашего региона вопросов. Автор фото неизвестен.

Избранный в 1998 году новый состав Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области решил немало сложных для нашего региона вопросов. Автор фото неизвестен.

В продолжение серии публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале «ОГ» рассказывает о труднейшем для страны времени –1997 и 1998 годах, когда в России был жесточайший экономический кризис.

В январе 1997 года, к примеру, долги по зарплате и выплатам детских и прочих пособий достигли 220 миллиардов рублей! Областная Дума, естественно, не могла не реагировать на факты громадных долгов, на всяческие взаимозачёты и бартер. В курилке депутаты рассказывали анекдотические истории. К примеру: чтобы иметь трубы, меняем прокат на шифер, шифер – на кирпич, кирпич – на свежие арбузы, арбузы – на доски, доски самим нужны, труб нет.

Областная Дума очень озаботилась задержками зарплат и быстро приняла закон об ответственности за такие дела («Об административных правонарушениях в сфере законодательства о труде..»), но… заработала уже верхняя Палата Законодательного Собрания. И законопроект не одобрила – в Палате Представителей многие депутаты представляли интересы работодателей, которым этот закон грозил суровыми мерами. И только через два месяца он был принят и вступил в действие. Но действовал крайне вяло и избирательно. Это видно из повесток дня областной Думы и из отчётов «ОГ» с её заседаний – тема была актуальной весь год.

Отмечая в апреле 1997 года своё трёхлетие, областная Дума в «ОГ» подробно отчиталась о проделанной работе и перечислила законотворческие проблемы: долги, сложности при исполнении бюджета, ситуация с медициной, экологией и многим другим – бесконечный перечень вопросов в повестке дня.

Заседания областной Думы – это лишь видимая, внешняя часть её работы. Ежедневная, постоянная деятельность – это работа думских комитетов: согласования с региональным правительством, с комитетами-соседями, с губернатором, юристами со стороны. Комитеты работали старательно, благодаря чему областная Дума, уходя на каникулы, на последнем своём заседании рассмотрела аж сорок вопросов, оставив на утверждение Палате Представителей шестнадцать принятых законов. И «Областная газета» в августе начала толстеть, публикуя нормативные акты на шести-восьми-двенадцати страницах.

В начале октября отдохнувшие депутаты вновь принялись за работу. Начали с утверждения бюджета на предстоящий год. Решено было танцевать не от расходной его части, а от доходной. Мол, по одёжке протягивай ножки. И принять бюджет 1998 года в 1997-м. Почти три месяца отраслевые ведомства, финансисты и депутаты утрясали цифры доходов и расходов. Но… благие намерения и мечты не оправдались. На три раза читанный закон о бюджете-98 принят был всё-таки с превышением расходов над доходами на 26 процентов, то есть с дефицитом.

Учредители «ОГ» – Законодательное Собрание и губернатор – осенью того года назначили главным редактором «Областной газеты» военного журналиста Николая Степановича Тимофеева. И ещё одно событие – 26 декабря 1997 года «ОГ» открыла новый для себя и для читателей жанр – «Прямую линию» – прямой телефонный разговор читателей с руководящими лицами области. Первым на «Прямой линии» был председатель регионального правительства Алексей Петрович Воробьёв.

На старте 1998 года депутаты взяли с места в карьер, обсудив за два дня сессии 14 вопросов повестки. Среди них такие объёмные, как законопроекты «Об управлении государственной собственностью в Свердловской области», «О территориях и границах муниципальных образований Свердловской области». А на следующем заседании уложили двухдневную повестку в один рабочий день.

Не удалось расщёлкать как орешки, пожалуй, только проблему с депутатским иммунитетом. Федеральные законодатели оставили его действие в полном объёме лишь на федеральном уровне. Депутаты областной Думы направили обращение своим федеральным коллегам, чтобы поскорее защитили «младших братьев». Дело закончилось соломоновым решением: депутаты областной и местных Дум не могут быть подвергнуты обыску или аресту без согласия прокурора области. Но от равной со всеми ответственности перед законом, в случае вины, мандат их не спасёт.

Тем временем приблизились новые выборы в Законодательное Собрание. В них приняли участие десять избирательных объединений и блоков, 120 кандидатов по одномандатным округам в Палату Представителей Свердловской области.

По результатам голосования четыре мандата областной Думы достались объ­единению «Наш дом – наш город». По два мандата получили «Преображение Урала», «Наш дом – Россия», «Горнозаводской Урал», «Коммунисты и аграрии Свердловской области». По одному мандату – «Промышленный союз» и «Социальная помощь и поддержка».

Депутаты Палаты Представителей выбрали своим председателем красноуфимского агрария Петра Голенищева.

Пополнение областной Думы новыми парламентариями обернулось затяжным думским кризисом. Главной мишенью оппозиционеры выбрали председателя Думы Вячеслава Сурганова. После его отстранения от должности председателя областной Думы избрание нового спикера растянулось почти на месяц. После шести туров голосования руководителя областной Думы наконец выбрали. Кого бы вы думали? Правильно, Вячеслава Сурганова! Более подходящего кандидата просто не было. Голосование по разным вариантам кандидатур это подтвердило.

–У меня достаточно воли и характера, чтобы свои личные интересы ставить на второй, на третий план, – ответил Вячеслав Сергеевич журналистам на вопрос о том, как он сможет работать с этим составом депутатов.

Несогласие, которое отняло у Думы много дорогого времени, заставляло её работать в авральном режиме. После каникул внеочередные заседания следовали одно за другим. А воз не двигался, законы не принимались. На редкость малопродуктивным оказалось и юбилейное, двухсотое заседание, прошедшее 31 августа.

15 сентября собрались снова и заседали с утра до позднего вечера. С информацией о социально-экономической ситуации выступил председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьёв. В Москве – правительственный кризис, по всей стране – падение рубля. Регионы выживают, как могут. Алексей Петрович заверил, что область с голоду не умрёт: селяне трудятся, основные продукты питания в закромах есть. Чтобы выстоять «в борьбе за рубль», противостоять неплатежам, изыскать средства, необходимые на выплату пенсий, пособий, зарплат бюджетникам, надо секвестировать расходы, использовать практику взаимозачётов.

Необходимостью ценить копеечку продиктованы законы, над которыми той осенью работали депутаты: «О налоге с продаж», «О едином налоге на вменённый доход с определённых видов деятельности», в них депутаты видели ту соломинку, которая поможет бюджету будущего года удержаться на плаву.

А тем временем в парламентских комитетах разворачивались очередные бюджетные баталии. Тревогу думцев разделяли и депутаты Палаты Представителей.

Первое чтение бюджета 1999 года состоялось 5 декабря. Сошлись на том, что «кризисный сценарий» придётся сохранить, но сделать так, чтобы главный финансовый документ не стал «бюджетом проедания» и создавал условия для экономического роста, пусть даже минимального.

Целую неделю (с перерывами) длилось заседание, посвящённое рассмотрению Закона «Об областном бюджете на 1999 год». После принятия ряда поправок дефицит бюджета увеличился и составил 14,1 процента. А в целом закон был принят 22 декабря. Палата Представителей одобрила его 25 декабря. Такой подарок к Новому году. Читатели увидели его текст в нашей газете 29 декабря.

Сюжет

20 лет законодательной власти Свердловской области
Первые выборы в областную Думу состоялись 10 апреля 1994 года. Два минувших десятилетия были обозначены важнейшими событиями в становлении этой ветви власти в регионе.

Областная газета Свердловской области