Продолжая серию публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале, «ОГ» сегодня рассказывает о сложном 1996 годе, когда Законодательное Собрание Свердловской области разделилось на Палату Представителей и областную Думу.
Первое в наступившем году заседание началось с урока воспитания, который устроил депутатам председатель Думы Вячеслав Сурганов, заявивший, что будет принимать жёсткие меры по отношению к прогульщикам и опаздывающим вплоть до широкой огласки: «Надо исполнять свои депутатские обязанности. А если у кого слишком много должностей, пусть во всеуслышание скажет: „Я не могу“. По крайней мере, будет честно». К сожалению, проблемы с кворумом и далее оставались в Думе хроническими. «Дефицит кворума и согласия» — так в те времена охарактеризовала ситуацию «Областная газета».
Споры двух думских группировок (условно говоря, областной и екатеринбургской) неизбежно обострялись при формировании властной структуры — выборах и ротации депутатов Законодательного Собрания. В конце концов вопрос о ротации депутатов решился в основном естественным путём — освободились мандаты тех, кто ушёл в исполнительную власть муниципального и областного уровня. И выборы депутатов в две палаты Законодательного Собрания Свердловской области были назначены на 14 апреля.
Одновременно думцы срочно утрясали областную «географию», утверждая реестр муниципальных образований в новом, расширенном виде: в результате состоявшихся референдумов ряд городов и посёлков вынес себя «за скобки» прежних территориальных единиц и заявил о самостоятельности. К таковым относились Арамиль, Верхний Тагил, Верхняя Тура, Волчанск, Дегтярск, Среднеуральск, Бисерть и другие. Захотели отделиться от столицы Урала пригородные посёлки Широкая Речка, Горный Щит, Кольцово, что вызвало сопротивление депутатов от Екатеринбурга.
«Географические новости» на этом не закончились: областное правительство активно продвигало идею управленческих округов (Восточного, Горнозаводского, Западного, Северного и Южного).
Перед апрельскими выборами в Избирательную комиссию Свердловской области представили списки кандидатов в депутаты областного Законодательного Собрания избирательные объединения и блоки: «Преображение Урала», ЛДПР, «Зяблицев-фонд», «Горнозаводской Урал», «Коммунисты Свердловской области», «Российский общенародный Союз» и «Наш дом — наш город».
Выборы принесли весомую победу «Преображению Урала». Ему досталось шесть мандатов областной Думы, девять — Палаты Представителей. В думском пополнении оказались, кроме «преображенцев», два представителя от блока «Горнозаводской Урал», три — от блока «Коммунисты Свердловской области» и столько же — от блока «Наш дом — наш город».
Руководителями палат стали Вячеслав Сурганов (областная Дума) и Александр Шапошников (Палата Представителей). «Двуглавый» областной парламент приступил к законотворчеству.
Палата Представителей впервые проявила себя оппонентом Думы и «аудитором» законов, отказавшись с ходу одобрить принятый Думой закон «Об объектах культурного достояния на территории Свердловской области». Затем депутаты Палаты Представителей вынудили думских коллег вернуться к доработке законов «О регулировании взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами в Свердловской области» и «О сроках проведения выборов в областные органы государственной власти и органы местного самоуправления в Свердловской области».
Судьба закона «О регулировании взаимоотношений...» оказалась нестандартной: на последнем перед парламентскими каникулами заседании областная Дума преодолела вето, наложенное на этот закон Палатой Представителей. Сенаторы возмутились упрямством думцев и обратились к губернатору с просьбой не подписывать закон.
Всё больше механизмов парламентаризма включалось в действие. И не всегда слово губернатора ставило точку. Впереди был пример, когда Законодательное Собрание усилием двух палат преодолело вето губернатора на один из законов.
...После думских каникул продолжилось обсуждение «спорных» законопроектов. В том числе наиболее чреватого конфликтами — «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области», включавшего в себя идею управленческих округов.
Конец года — это, как водится, бюджетные слушания. Обсуждение проекта бюджета на 1997 год шло в удивительно спокойной и конструктивной обстановке. Вскоре была принята существенная новация: областным законом впервые в России введены временные государственные минимальные социальные стандарты.
В итоге наблюдатели отмечали, что тогдашнему составу Законодательного Собрания Свердловской области удалось ввести свою правотворческую работу по вопросам финансового планирования в мирное русло.
Под занавес года пронёсся по властным коридорам международный скандал. Пронёсся на «ножках Буша». Законодатели намеревались ввести сборы с импортного мяса куриц, но остановились на полпути. Областная Дума такой закон приняла, а Палата Представителей его не поддержала. Ограничилась лишь устным осуждением писем Генерального консула США в Екатеринбурге Ховарда Стиирса, который передал позицию своего правительства, назвавшего намерения свердловских депутатов нарушением американо-российских принципов взаимовыгодной торговли.
Что касается общей социально-экономической обстановки в стране, то депутаты назвали 1996 год последним рубежом терпения и направили Президенту РФ, Государственной Думе, Совету Федерации Федерального Собрания и правительству Российской Федерации обращения о необходимости корректировки курса реформ.
Сюжет
20 лет законодательной власти Свердловской области
Первые выборы в областную Думу состоялись 10 апреля 1994 года. Два минувших десятилетия были обозначены важнейшими событиями в становлении этой ветви власти в регионе.