До Нового года остаются считанные дни. И мне всё чаще приходится слышать: что нас ждёт в 2020 году, как будем жить, на что надеяться?
Работая на посту губернатора Свердловской области уже восьмой год, зная реальную картину жизни в регионе, твёрдо, с уверенностью могу сказать: у нас нет повода для беспокойства, мы заложили прочный фундамент для благополучия региона, мы знаем, что нужно делать, и настроены на работу. Значит, мы преодолеем трудности, и у нас будет хороший год, хорошая работа, достаток, благополучие, уверенность в себе, в своих силах, в завтрашнем дне.
Готовимся к всемирным студенческим играм
В своей октябрьской статье «Не бояться мечтать» я рассказал о необходимости быть настойчивым в продвижении возможностей Свердловской области. У нас созданы все необходимые условия для ведения бизнеса, проведения международных и российских мероприятий. Такой подход позволяет нам развиваться более быстрыми темпами, чем другие регионы России, побеждать в межрегиональной конкуренции, быть надёжной опорой для наших федеральных лидеров.
Стабильная политическая ситуация в регионе и растущие бюджеты области и муниципалитетов – основа экономики.
Для того чтобы стать третьей столицей России, у нас должна быть создана современная инфраструктура. Проведение в 2023 году в Екатеринбурге всемирных студенческих игр даст нам новые механизмы для её формирования. Ведь проведение мероприятий такого уровня означает рост строительства, предпринимательства, транспорта, сферы гостеприимства. Это новые рабочие места, рост налоговых отчислений, это новый уровень международной известности Свердловской области, это серьёзное наследие, которое мы впоследствии используем для развития Уральского федерального университета, студенческого спорта, повышения качества жизни уральцев.
Сейчас в районе «Новокольцовский» «Синара-девелопмент» проектирует строительство пяти жилых корпусов для размещения спортивных делегаций со всего мира. После универсиады эти современные здания превратятся в отличные студенческие общежития. Проектируется Дворец водных видов спорта, поле для игры в регби. И три учебных корпуса – исключительно под нужды УрФУ.
Сейчас мы прорабатываем с Правительством Российской Федерации все аспекты, связанные с финансированием мероприятий универсиады, строительством спортивных и инфраструктурных объектов. По моему поручению глава Екатеринбурга Александр Высокинский готовит предложения по решению вопросов транспортной доступности района «Новокольцовский».
Все взятые на себя обязательства мы без-укоризненно выполняем. В бюджете Свердловской области на 2020–2022 годы предусмотрены расходы на проектирование и строительство объектов всемирных студенческих игр в Екатеринбурге в общей сумме около 40 миллиардов рублей. Эти расходы не уменьшают объёма обязательных социальных программ, но обеспечивают региону перспективу, развитие, рост. Федеральный бюджет компенсирует наши затраты, а плановый ход подготовки к универсиаде и к другим международным мероприятиям создаёт условия для увеличения федеральной финансовой помощи.
Победа российской заявки на проведение всемирных студенческих игр в 2023 году в Екатеринбурге открыла для нас ещё один очень перспективный проект – Всемирный саммит спорта и бизнеса под патронажем международной ассоциации SportAccord.
В конце ноября Екатеринбург посетили первый вице-президент Олимпийского комитета России Игорь Левитин, управляющий директор международной ассоциации SportAccord Нис Хатт и член исполнительного комитета SportAccord, президент Международной федерации хоккея на льду (IIHF) Рене Фазель. Во время этого визита и было объявлено, что в 2021 году Екатеринбург станет местом проведения Всемирного саммита спорта и бизнеса.
Чем интересен для нас этот саммит? Дело в том, что Всемирный саммит спорта и бизнеса под патронажем SportAccord – единственное глобальное спортивно-деловое событие, в котором принимают участие все международные спортивные федерации и их заинтересованные представители.
В частности, Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта ASOIF, Ассоциация зимних Олимпийских международных федераций AIOWF, Ассоциация видов спорта, признанных Международным олимпийским комитетом, но не включённых в программу Игр ARISF, Ассоциация международных марафонов и пробегов AIMS, Генеральная ассоциация международных спортивных федераций GAISF.
Трудно переоценить значение этого мероприятия в современных условиях. И важно, что именно Свердловская область выбрана площадкой для проведения саммита.
Идеология планирования
На днях разговаривал с одним журналистом, который интересовался параметрами бюджета Свердловской области на 2020 год. И он задал вопрос, который меня обеспокоил: «Я понимаю, что будут реализовываться приоритетные национальные проекты, а что является главным для региональной власти при формировании бюджета на следующий год?»
Для меня стало очевидным, что мой собеседник не разобрался в важнейших вопросах жизни современной России. Понятие «национальные проекты» сейчас на слуху, мы говорим, что у каждого национального проекта есть свои региональные компоненты, учитывающие местную специфику. При этом речь идёт о достаточно сложных вопросах долгосрочного планирования социально-экономического развития страны и её регионов. Но если не усвоить этот урок, трудно понять источник уверенности государственной власти в своих действиях, план нашего успеха.
Приоритетные национальные проекты были заявлены в 2009 году и сразу стали ключевым элементом развития страны. В мае 2018 года победивший на выборах Президента России Владимир Владимирович Путин подписал известный Указ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развитии Российской Федерации на период до 2024 года». Этот документ зачастую для краткости называют новым майским Указом Президента.
В нём чётко сформулированы ключевые задачи, которые необходимо решить для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, улучшения демографической ситуации, повышения уровня жизни россиян, создания условий для самореализации каждого человека.
В соответствии со стратегическими задачами развития Российской Федерации были разработаны национальные проекты по направлениям:
- демография;
- здравоохранение;
- образование;
- жильё и городская среда;
- экология;
- безопасные и качественные автомобильные дороги;
- производительность труда и поддержка занятости;
- наука;
- цифровая экономика;
- культура;
- малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
- международная кооперация и экспорт.
По каждому из национальных проектов обозначены как стратегические цели, так и вполне конкретные показатели, которые необходимо достичь к 2024 году.
Например, при реализации национального проекта «Жильё и городская среда» Правительству России поручено обеспечить кардинальное повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда. Это и другие цели носят стратегический, общий характер.
При этом установлены и конкретные показатели. Например, увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год в целом по России.
У каждого региона России своя роль в достижении национальных целей. Если речь идёт о вводе нового жилья, то понятно, что у Свердловской области, с её мощным строительным комплексом и высоким уровнем доходов населения, план по вводу жилья будет выше, чем у многих других регионов России.
Отвечая на вопрос журналиста – что является главным для региональной власти при формировании бюджета области на следующий год, хотел бы подчеркнуть: главным является исполнение национальных проектов. Идёт ли речь о строительстве жилья, дорог, школ, больниц, или о мерах, которые скажутся на увеличении рождаемости и продолжительности жизни, улучшении экологической обстановки, развитии науки и культуры.
В правительстве Свердловской области эту работу курирует первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов.
В 2017 году по моему поручению была разработана и утверждена социально-экономическая программа «Пятилетка развития Свердловской области».
«Пятилетка развития» стала региональным планом реализации национальных проектов на территории Свердловской области, дорожной картой по достижению прорывных результатов по важным, понятным людям направлениям, с учётом нашей региональной специфики.
Безусловно, майский Указ Президента скорректировал содержание нашей региональной «Пятилетки развития», усиливая созидательную суть этого документа.
В этом году мы перешагнули «экватор» в реализации программы «Пятилетка развития». Достигнутые результаты и необходимые коррективы были рассмотрены на заседании Правительства Свердловской области, которое я провёл 12 декабря этого года.
У нас достаточно успешно выполняются параметры, заложенные в блок экономического развития. Так, на сегодняшний день валовой региональный продукт превысил планку в два с половинного триллиона рублей. Есть уверенность в том, что к 2021 году показатель, заложенный в программу, будет выполнен и перевыполнен.
Растут показатели по объёму отгруженной промышленной продукции, грузообороту автомобильного транспорта, обороту продукции, произведённой малым и средним бизнесом, другим параметрам, характеризующим положительную динамику развития реального сектора экономики.
По ключевому для нас направлению «Сохранение и развитие человеческого потенциала» хочу отметить рост средней продолжительности жизни: уже сейчас он превысил 73 года.
Все муниципальные образования Свердловской области разработали собственные стратегии социально-экономического развития, серьёзно выросла доля населения, получающего муниципальные услуги в электронном виде.
Когда мы только формировали программу, было много просьб и наказов от жителей области по ремонту дворов, обустройству скверов, парков, набережных. В этом году мы отремонтировали 62 общественные территории и 71 двор. Большая часть из них – по конкретным адресам, продиктованным жителями области.
В то же время практически по каждому направлению есть показатели, исполнение по которым отстаёт от плана.
Значит, во-первых, нам необходимо сконцентрироваться на исправлении этой ситуации, выстроить чёткую, адресную работу по безусловному исполнению всех параметров программы «Пятилетка развития». Это зона личной ответственности как руководителей исполнительных органов власти, так и глав местного самоуправления.
Во-вторых, мы внесли изменения в систему мониторинга и контроля программы. В режиме онлайн получаем чёткую и достоверную картину того, как реализуется программа, какие мероприятия выполнены, какие находятся в подвешенном состоянии. Имея на руках всю необходимую информацию, власть оперативно реагирует на возникающие проблемные моменты.
И в-третьих, важно поддерживать общественный интерес к реализации программы. Мы должны активизировать нашу информационную политику. «Пятилетка развития» – это позитивная, созидательная тема, её должно быть как можно больше на страницах местной и региональной прессы, в телевизионных репортажах, в социальных сетях.
Контроль за мониторингом исполнения «Пятилетки развития» я возложил на заместителя губернатора Свердловской области Олега Чемезова.
На заседании правительства, посвящённом исполнению «Пятилетки развития», выступил руководитель независимой экспертной группы, заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области Виктор Маслаков.
Он справедливо отметил недостаточную вовлечённость жителей Свердловской области в разработку и реализацию программ развития муниципалитетов, проектов благоустройства, неполное использование финансовых возможностей национальных и федеральных проектов.
Не менее справедливо замечание, что востребовано региональное развитие с учётом особенностей свердловчан всех возрастов. Эксперты считают, что на сегодняшний день акцент делается на создание условий для двух поколений уральцев: для детей и для жителей трудоспособного возраста. А вот старшее поколение обделено полноценным вниманием власти.
По итогам заседания правительства Свердловской области я поручил внести коррективы в нашу «Пятилетку развития». Учитывая народный характер этой программы, в начале следующего года пройдёт обсуждение новаций программы во всех муниципалитетах Свердловской области, в округах, на областном форуме. Мнение жителей, мнение уральцев должно быть обязательно учтено при формировании приоритетов развития региона.
И здесь у нас пока есть определённые недоработки. А ведь сегодня выстроить чёткую и оперативную обратную связь с населением, предоставить информацию, узнать мнение людей, народную оценку тех или иных проектов не составляет особого труда.
Жду предложений от общественных палат Свердловской области, Екатеринбурга, других муниципалитетов, от общественных советов органов власти и иных институтов гражданского общества по качественному повышению эффективности в этом направлении. Обобщить предложения поручаю вице-губернатору Свердловской области Сергею Бидонько.
Национальные проекты, программа «Пятилетка развития» серьёзно повлияют на перспективное развитие всех муниципалитетов. Они должны быть учтены во всех стратегических документах территориального планирования. В следующем году предстоит серьёзно потрудиться над новым Генеральным планом развития города Екатеринбурга на 20-летний период. Фактически предстоит ответить на вопрос, каким будет Екатеринбург к середине века, как будет формироваться Екатеринбургская агломерация, строиться жильё и школы, осваиваться новые микрорайоны, развиваться городская инфраструктура. Это очень серьёзные вопросы. И дать ответы на них должны профессионалы вместе с жителями города. Действовать надо вдумчиво и без спешки. Считаю, что к этой работе должны быть привлечены Союз архитекторов Свердловской области, Ассоциация строителей Урала, Союз промышленников и предпринимателей, учёные и урбанисты. Екатеринбург должен быть комфортным для проживания, привлекательным для ведения бизнеса, высокотехнологичным городом высокой культуры.
Федеральное руководство поддерживает наши планы по преобразованию столицы Урала. Президент России Владимир Владимирович Путин на пресс-конференции 19 декабря дал высокую оценку темпам развития Екатеринбурга и оценил перспективы строительства второй ветки метро. Лидер страны сказал: «Екатеринбург очень бурно развивается, становится всё более и более современным, и, конечно, он нуждается в развитии инфраструктуры. Некоторое время назад было принято решение о том, что такие проекты должны осуществляться на основе региональных возможностей и ресурсов. Но это невозможно. Поэтому реализация подобных проектов, конечно, должна осуществляться совместно с федеральными властями, при федеральной поддержке. Не сомневаюсь, что такой вид транспорта будет очень актуальным и востребованным в Екатеринбурге. Надо просто с властями как следует на этот счёт поработать, с региональными властями. Поработаем обязательно».
Мы готовы максимально активно продолжить работу по проектированию и строительству второй ветки метро. Екатеринбуржцы и гости столицы давно ждут появления новых станций.
Бюджет 2020 года – бюджет развития
Бюджет региона – практический инструмент реализации политических устремлений, идеологии развития территории. Поэтому хочу подробно остановиться на бюджетном процессе Свердловской области.
Областной закон о бюджете Свердловской области на 2020 и последующие годы, решения местных дум о бюджетах муниципалитетов приняты и вступают в действие.
Благодарю депутатов Законодательного собрания Свердловской области и лично председателя областного парламента Людмилу Бабушкину за проделанную работу.
Спасибо депутатам местных дум, которые также сделали своё дело хорошо и в установленные сроки. Отмечу, что в этом году работа согласительных комиссий, комитетов в муниципальных думах шла особенно напряжённо, депутаты проявляли искреннюю заинтересованность в результате, разбирались по каждой статье доходов и расходов до последней копеечки. Вносили серьёзные коррективы в проекты бюджетов, которые готовили администрации муниципалитетов. Например, при обсуждении проекта бюджета Екатеринбурга местные депутаты добились увеличения затрат на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, на замену лифтов в многоэтажных домах, выделения дополнительных средств на раннее выявление онкозаболеваний и по многим другим вопросам.
Такая активность депутатов, разумеется, неслучайна. Это результат глубокой реформы местного самоуправления, которую мы начали три года назад. Глав городов и муниципальных районов стали избирать депутаты местных дум. Выросла роль, авторитет, политический вес депутатов, что и было одной из важнейших целей реформы. В результате депутаты стали полноценными участниками бюджетного процесса, получив реальную возможность отстаивать интересы своих избирателей. На деле, а не на словах, укрепились свободы и права человека, усилились демократические принципы организации жизни в территориях.
Предстоящие три года будут чрезвычайно важным и ответственным периодом для Свердловской области.
Прежде всего должны быть воплощены в жизнь все наши планы по реализации национальных проектов, выполнены социальные обязательства перед населением, обеспечен рост экономики.
Во-вторых, по завершении этих трёх лет мы должны будем отчитаться перед жителями области, как реализована наша программа «Пятилетка развития».
И в-третьих, в течение этого периода должны быть завершены все подготовительные работы к празднованию 300-летия Нижнего Тагила и Екатеринбурга, проведению Всемирных студенческих игр 2023 года.
Что имеет главенствующее значение для наполнения бюджета? Ответ очевиден – качество и темпы роста реального сектора экономики. В этом плане Свердловская область имеет сегодня прочную базу, крепко стоит на ногах.
С 2012 года валовой региональный продукт Свердловской области увеличился в полтора раза. По итогам текущего года мы планируем выйти на уровень 2,5 триллиона рублей, что в сопоставимых ценах почти на 2 процента превышает уровень 2018 года.
Идёт диверсификация экономики и оборонно-промышленного комплекса. Мы практически с нуля создали ряд новых для нас отраслей – это локомотивостроение, производство медицинской и коммунальной техники, приборостроение, современная фармакология, «белая металлургия», авиастроение.
В этом году по ключевым макроэкономическим показателям Свердловская область демонстрирует хорошую динамику.
Последние несколько лет мы ежегодно сдаём в эксплуатацию свыше двух миллионов квадратных метров жилья. И эту тенденцию мы намерены сохранить и впредь.
Тему обновления жилищного фонда области я не так давно обсуждал с председателем наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергеем Степашиным. Процитирую слова Сергея Вадимовича: «Вы запустили пилотный проект по замене лифтов, который даже назван был в России «программа Куйвашева». Сегодня он работает в 35 регионах. Свердловская область и Екатеринбург оказались первыми в этом плане. Кроме того, вы выполняете программу по расселению аварийного жилья. У нас есть финансовый резерв, и если ускоренными темпами будет реализовываться программа расселения из ветхого и аварийного жилья, то Фонд ЖКХ готов дополнительно профинансировать Екатеринбург и Свердловскую область. Тем более в 2023 году – 300-летие города. Вообще закрыть программу аварийного жилья в уральской столице было бы хорошим подарком».
Действительно, Свердловская область оказалась в числе 12 регионов России, в которых жильцы ветхих и аварийных домов получали новое жильё с 2008 года непрерывно. В этом году на Урале расселено аварийное жильё общей площадью свыше 15,5 тысячи квадратных метров, что в три раза превышает планы на 2019 год.
Хорошими темпами развивается аграрный комплекс. Свердловская область входит в число российских лидеров в сфере молочного животноводства. Мы практически полностью обеспечиваем потребности уральцев в продуктах питания собственного производства.
На предприятиях региона реализуются масштабные инвестиционные проекты, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, способствующие росту производительности труда, повышению конкурентоспособности уральской продукции.
Так, в 2019 году на Каменск-Уральском металлургическом заводе введён в эксплуатацию прокатный комплекс. На Серовском механическом заводе запущена автоматизированная линия по производству спецпродукции, завершена программа технического перевооружения.
В планах 2020 года – реконструкция химико-металлургического производства на предприятии «Святогор» в Красноуральске, реконструкция трубопрокатного производства на Северском трубном заводе, техническое перевооружение рельсобалочного цеха на ЕВРАЗ-НТМК, ряд других крупных проектов.
Развитие социальной сферы – самая большая статья расходов областного бюджета. В 2019 году на финансирование социальной сферы было направлено 65 процентов расходов областного бюджета, более 173 миллиардов рублей. На ближайшие три года мы закладываем рост социальных расходов бюджета, обеспечивая бюджетные инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала.
Сейчас в Свердловской области количество школьников увеличивается в среднем на 15 тысяч человек ежегодно. Чтобы создать для школьников и учителей оптимальные условия для учёбы и работы, мы должны серьёзно ускорить темпы «школьного строительства», внедрять новые подходы, современные технологии при реконструкции школьных зданий. По нашей инициативе на федеральном уровне уже отменены некоторые устаревшие СанПиНы и СНиПы.
Мы продолжим эту работу, сделаем всё необходимое для того, чтобы школы в Свердловской области были по-настоящему образцовыми, безопасными, комфортными, построенными с учётом мирового опыта.
Говоря о задачах бюджетной политики в сфере здравоохранения, к числу приоритетов отношу повышение доступности и качества первичной медицинской помощи, решение демографических задач.
В последние годы мы достигли высокого уровня высокотехнологичной медицинской помощи. У нас успешно реализуются уникальные инновационные проекты в медицине, активно внедряются современные технологии и умные сервисы.
Сейчас наша задача – столь же эффективно и целенаправленно подойти к улучшению первичного звена здравоохранения, максимально широко внедрить модель «Бережливой поликлиники», решить кадровые проблемы в отрасли.
Сейчас нашим приоритетом становятся городские и районные больницы, поликлиники, стационарные и передвижные ФАПы, станции скорой медицинской помощи – всё, что даёт возможность людям получить качественную, современную медицинскую помощь в оптимальные сроки.
Федеральное руководство оказывает колоссальную поддержку в этом направлении. По итогам заседания Президиума Государственного Совета России Правительство страны получило указание выделить дополнительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов России не менее 550 миллиардов рублей на финансовое обеспечение мероприятий по развитию инфраструктуры первичного звена здравоохранения. Руководство страны хорошо понимает существующие проблемы и готово вместе с нами решать их, беря на себя 90% расходов на выполнение этого поручения. На пресс-конференции 19 декабря Владимир Владимирович Путин подтвердил остроту проблем в здравоохранении страны и то, что они будут решаться оперативно и на системном уровне.
В ближайшие три года в регионе будет идти широкое инфраструктурное развитие. Это касается всех направлений: дорожного строительства, газификации территорий, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства городской среды, реализации экологических программ, создания «умных городов», цифровизации государственного и муниципального управления.
Всё это демонстрирует, что бюджет на предстоящие три года – это бюджет, ориентированный на развитие.
Доходная часть областного бюджета на 2020 год составляет 267,2 миллиарда рублей.
Объём расходов областного бюджета на 2020 год составляет 296,6 миллиарда рублей, что на 15 % больше первоначально утверждённых расходов областного бюджета 2019 года.
Бюджет Свердловской области на 2020 год социально ориентирован, общая сумма расходов на социальную сферу – 194 миллиарда рублей, или 65 %, в том числе:
- социальная политика – 77,2 миллиарда рублей;
- образование – 75,9 миллиарда рублей;
- здравоохранение – 27,1 миллиарда рублей;
- физическая культура и спорт – 9,8 миллиарда рублей;
- культура – 4 миллиарда рублей.
Для улучшения демографической ситуации, роста рождаемости, поддержки семей с детьми, старшего поколения и на другие меры в бюджете 2020 года предусмотрено более 15 миллиардов рублей.
Так, с 2020 года на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка могут рассчитывать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает двукратного размера прожиточного минимума, установленного в регионе. В два раза увеличится и срок, в течение которого эту выплату можно получать: не до полутора, а до трёх лет с рождения ребёнка.
На исполнение закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» в бюджете заложено 3,4 миллиарда рублей. Мы приняли решение к Дню Победы существенно увеличить размер единовременных выплат как для участников Великой Отечественной войны, так и для тружеников тыла.
Счастливого Нового года
Лет десять назад Эдуард Эргартович Россель мечтал о времени, когда бюджет Свердловской области перевалит планку в 200 миллиардов рублей. Вот тогда, говорил он, начнётся не выживание, а развитие. Мы давно преодолели этот рубеж и видим, насколько справедливо было это замечание – стройки, ремонты, преобразования идут в каждом муниципалитете Урала, на деле демонстрируя превращение мечты в реальность.
Сейчас мы вплотную подошли к областному бюджету в 300 миллиардов рублей. Моя цель – преодолеть и этот рубеж. Это создаст прочную базу для того, чтобы ещё активнее строить новые школы, больницы, Дома культуры, газифицировать сельские территории, ремонтировать дороги, вести благоустройство территорий, улучшать экологию. То есть реально улучшать качество жизни уральцев.
Наступающий 2020 год будет для нас, для всей России знаменателен важнейшей датой – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Президент России объявил 2020 год Годом памяти и славы. И это налагает на всех нас особую ответственность: мы должны встретить юбилей Великой Победы достойно славы народа-победителя, укрепив экономическую мощь страны и высокую репутацию Свердловской области – опорного края державы, края сильных, трудолюбивых, талантливых людей.
С наступающим Новым 2020 годом, дорогие земляки!
- Опубликовано в №237 от 24.12.2019