Справка «ОГ»
Впервые идея «Большого Екатеринбурга» с присоединением к областному центру Берёзовского, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Арамили была предложена в 2003 году, когда проект под таким названием был обозначен в стратегическом плане развития города.
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, региональное правительство должно взяться за синхронизацию работы по некоторым полномочиям в Екатеринбурге и прилегающим к нему муниципалитетам, таких, например, как градостроительная политика.
Пяти городам нужно расти
Общая площадь Берёзовского, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Арамили в два раза превышает территорию Екатеринбурга. А количество жителей городов-спутников, наоборот, почти в восемь раз меньше, чем в областном центре. Ясно, что большая часть территории этих муниципалитетов пустует. Прежде всего, это касается тех гектаров земли, которые расположены непосредственно на границе между разными городами. Они уже многие годы остаются без внимания властей: и Екатеринбургу без чёткого знания градостроительной перспективы их развивать сложно, и городам-спутникам не хочется тратить ресурсы на свои окраины. А ведь в идеале там могли бы появиться прекрасные новые микрорайоны и крупные торговые центры.
– По факту «Большой Екатеринбург» давно уже существует как агломерация, – прокомментировал «ОГ» глава Берёзовского городского округа Евгений Писцов. – Это проявляется в существовании встречных потоков трудовых ресурсов, взаимопроникновении транспортных коммуникаций и инженерных сетей. Безусловно, развитие граничащих с Екатеринбургом муниципалитетов легче вести на основе единой градостроительной политики.
Подобная агломерация неизбежно складывается вокруг любого города-миллионника. Но в случае Екатеринбурга это пока происходит стихийно. А развитие муниципалитетов – совсем не та сфера, где можно положиться на волю случая. Как сказал Евгений Куйвашев, в ходе ток-шоу «Четверо против одного» на Областном телевидении, будет по меньшей мере обидно, если несогласованность действий приведёт к спаду набранных сегодня темпов жилищного строительства. Ведь возведение новых домов – это один из локомотивов экономики и потребительского рынка.
– Речь идёт о выстраивании эффективной работы в Екатеринбурге и городах-спутниках. Главным координатором этого должно стать областное правительство, – подчеркнул Евгений Куйвашев. – Например, сегодня нет смысла на окраине Екатеринбурга строить, предположим, новую школу, если она есть в двухстах метрах, но уже в городе-спутнике. Таких нюансов много – это и транспортная доступность, и социальное обслуживание, и выравнивание социальных возможностей наших граждан. У нас сегодня эта работа так или иначе ведётся. Но проблемы есть, в частности, с подготовкой инженерных коммуникаций. Если в городе-спутнике, предположим, начинают строить новый микрорайон и дешевле будет вести инженерные коммуникации из Екатеринбурга, то почему этого не делать? Речь не идёт пока о слиянии муниципальных образований. Имеется в виду выстраивание нормальной градостроительной политики. Синхронизировать эту работу и тем самым сделать привлекательной, в том числе и для бизнеса, территории городов-спутников и окраин столицы Урала – и есть задача «Большого Екатеринбурга».
Многие уральцы помнят бурную дискуссию о возможности присоединения к областному центру четырёх городов-спутников, состоявшуюся в 2010 году. Но мысль о настоящем слиянии муниципалитетов тогда многих испугала. Сейчас же вопрос ставится совершенно иначе. Во главу угла поставлена исключительно экономическая целесообразность.
– Хочу подчеркнуть, что обсуждается не слияние муниципалитетов, а создание агломерации. Прежде всего, речь идёт о совместном развитии приграничных территорий, – пояснил депутат Екатеринбургской городской думы Александр Косинцев. – На сегодняшний день во многих случаях они представляют собой пустоши. Много совершенно неосвоенных территорий. И Екатеринбургу, и прилегающим к нему муниципалитетам необходимо пространственно развиваться. Нужно строить много жилья. А где? Есть два варианта: либо заниматься точечной застройкой в Екатеринбурге, либо возводить новые микрорайоны на прилегающих к столице Урала территориях. Но кто из Екатеринбурга поедет, допустим, в Патруши, если туда ходит всего лишь одна маршрутка. Значит, необходимо развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. А это возможно только при согласованной работе граничащих друг с другом муниципалитетов.
Земли неразграниченные
Многие депутаты Заксобрания области идею «Большого Екатеринбурга» поддерживают, причём даже в том случае, если дело дойдёт до реального объединения столицы Урала и городов-спутников. Причём один из самых главных вопросов, по их мнению, – это распоряжение неразграниченными землями. Сейчас на территории Екатеринбурга более половины земельных участков имеют такой статус. Они, как известно, находятся в ведении областного министерства по управлению госимуществом. И МУГИСО хорошо справляется с поставленными задачами.
Напомним, региональный парламент передал полномочие по распоряжению неразграниченными землями в столице Урала в ведение МУГИСО весной 2013 года. За прошедшие два года это ведомство сумело сделать качественный рывок в обеспечении многодетных семей земельными участками под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Если мэрия Екатеринбурга в течение многих лет практически не давала землю таким семьям, то МУГИСО только за 2014 год распределило между многодетными семьями 2203 участка.
По мнению некоторых законодателей, если бы произошло реальное объединение муниципалитетов, то неразграниченные земли городов-спутников оказались бы в ведении МУГИСО. Возможно, это один из факторов, способный вызвать возражения руководителей муниципалитетов против проекта «Большой Екатеринбург». Однако пока об этом говорить рано. На сегодняшний день обсуждается только идея координации в градостроительной политике, что, безусловно, нужно. Как соседям, живущим на одной лестничной площадке, нужно обсуждать друг с другом планы по ремонту подъезда, так и граничащим друг с другом муниципалитетам необходимо согласовывать друг с другом планы на будущее.
Сюжет
Реформа местного самоуправления
В мае 2014 года президент России Владимир Путин подписал новую редакцию закона о местном самоуправлении.