До единого дня голосования осталось менее трёх месяцев. Поэтому вопрос о том, как работают комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), становится сегодня весьма актуальным. Специально для читателей «ОГ» Сергей САПЦЫН, начальник информационного управления аппарата Избирательной комиссии Свердловской области, рассказывает обо всех нюансах использования современной техники.
Как работает КОИБ?
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) предназначен для автоматизированного приёма и обработки бюллетеней для голосования, подсчёта голосов избирателей на избирательном участке при проведении выборов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; проверки контрольных соотношений данных, внесённых в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования на внешний носитель информации.
КОИБ широко применяются на выборах в России с 2003 года. На сегодня базовой является модификация этих аппаратов, разработанная в 2010 году. В один комплекс входят два сканера избирательных бюллетеней, устанавливаемые на ящики для голосования, а также печатающее устройство.
Упрощённо КОИБ работает так. Избиратель опускает бюллетень в сканер комплекса, который автоматически распознает вид бюллетеня, считывает отметки избирателя в квадратах и осуществляет подсчет голосов за каждую альтернативу. По окончании голосования КОИБ может выдать его результаты и помочь комиссии их оформить в установленном законом порядке.
Зачем избирателю КОИБ?
Главная цель, которую преследует применение КОИБ исключить субъективные факторы при подсчёте голосов, в том числе невнимательность, усталость членов участковых комиссий. Кроме того, применение КОИБ позволяет существенно сократить сроки установления итогов выборов на избирательном участке, автоматизировать многие сопутствующие этому процедуры.
Для кандидатов и наблюдателей применение КОИБ делает выборы прозрачнее.
Для избирателей сам процесс голосования становится интереснее. Ну а главное, избиратель может быть уверен в результатах выборов.
Можно ли в КОИБ опустить «левый бюллетень»? Чем можно гарантировать, что КОИБ отличит подлинный бюллетень от ксерокопии?
КОИБ осуществляет распознавание бюллетеней при вводе. Но очень ограниченно. Он не примет бюллетень неустановленной формы, с печатью «чужой» участковой комиссии. Сильно испорченный бюллетень (изрисованный, очень мятый и т.п.) опустить в КОИБ тоже не получится.
Однако базовой целью КОИБ не является распознавание поддельных бюллетеней. Это по-прежнему прерогатива самой участковой комиссии. На бюллетени наносятся средства защиты в виде цветной регулярной тангирной сетки, строк микрошрифта. На каждом бюллетене должны проставить личные подписи два члена комиссии. Как правило, ксерокопия заметно отличается от настоящего бюллетеня. И она не может ускользнуть от намётанного взгляда наблюдателей, присутствующих на участке.
Может ли КОИБ прочитать длинный бюллетень? Как быть, если партий на выборах будет много?
Технические требования к бюллетеню, применяемому в КОИБ, гласят, что его ширина неизменна и равна 210 миллиметрам. А вот длина может меняться в большом диапазоне: от 148 до 600 миллиметров. В такую длину запросто умещается информация достаточно крупным шрифтом по 10 партиям или 22 кандидатам.
В настоящее время разработчики КОИБ ведут изыскания по возможности увеличения длины бюллетеня. Однако этот путь представляется не самым целесообразным. Разумнее изменить законодательные требования к бюллетеням. Например, сделать их двусторонними, сократить количество публикуемой в бюллетене информации и т.п. Данные изменения зависят от законодателей.
Слышали, что КОИБ часто выходят из строя во время голосования, поэтому многие бюллетени не учитываются избирательными комиссиями. Такая «путаница» создается специально?
В составе КОИБ есть электронно-механические устройства. Как и любая техника, они могут иногда выходить из строя. Для того чтобы минимизировать поломки в день голосования, дважды в год все КОИБ проходят проверку и по необходимости подвергаются ремонту. Статистика отказов КОИБ во время выборов очень невелика.
Вместе с тем, как правило, отказ техники не влечёт проблем при голосовании и установлении итогов выборов. Сканеры в КОИБ дублированы. Они соединены в локальную вычислительную сеть. Информация в каждом из них содержится идентичная. При выходе одного из сканеров из строя другой позволяет завершить голосование и посчитать его итоги. Если первый сканер прекратит принимать у избирателей бюллетени, то это не приведёт к искажению результатов голосования.
Если же выйдут из строя оба сканера, то комиссия посчитает итоги вручную. Это же произойдёт при любом мотивированном сомнении в достоверности работы КОИБ.
Как быстро подводятся итоги на участках, оснащённых КОИБ? Что там происходит? Кто за всем наблюдает?
Наблюдать за работой КОИБ может множество установленных законом лиц. Это наблюдатели, в том числе международные, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации.
И наблюдение это начинается ещё до момента начала голосования. Инструкция предписывает, что до открытия участка необходимо провести тестирование КОИБ. Если хоть одному наблюдателю будет отказано в присутствии на данной процедуре, комиссии придётся пересчитывать голоса вручную.
В течение дня голосования эти же лица наблюдают за правильностью работы участковой комиссии и визуально контролируют работоспособность сканеров КОИБ.
Обладают ли люди, использующие КОИБ, достаточной компетентностью и квалификацией?
Операторы КОИБ это обычные люди. У них может и не быть специального образования. Разработчики КОИБ прекрасно это понимали и минимизировали сложность управления комплексом. Справиться с ним может даже ребёнок. Вся логика работы с КОИБ выстроена на принципах диалога и подсказок. Причём устройство ведёт диалог не только при помощи дисплея, на котором отображается текст, но и озвучивает все указания голосом.
Процесс подготовки операторов КОИБ занимает до 8 часов. За это время каждый оператор получает необходимые теоретические знания и практические навыки.
А на случай нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе КОИБ, существует служба технической поддержки, которая оперативно решит все проблемы в день голосования.
Многие считают, что в КОИБ уже заранее запрограммированы результаты голосования. Другие говорят, что «административному ресурсу» КОИБ не нужен, так как он считает всё честно. Кому верить?
Мы постоянно сталкиваемся с критическим отношением к применению различных информационных технологий на выборах. Когда КОИБ только вводились в эксплуатацию, в прессе публиковались крайне негативные оценки их применения. Авторы говорили о предопределенности результатов, о чрезмерной сложности работы с КОИБ, о закрытости внутренней кухни применения комплексов от наблюдателей. К счастью, время всё расставило на свои места. Сегодня мы почти не получаем негативных оценок применения КОИБ ни от кандидатов с наблюдателями, ни от избирательных комиссий. Крайне редкими являются обращения по поводу ручного пересчёта голосов. Да и те, как правило, не носят мотивированного характера, а результат «ручного» пересчёта голосов полностью совпадает с тем, что выдал КОИБ.
Более того, уже неоднократно звучали обвинения в адрес избирательных комиссий от кандидатов и политических партий (в первую очередь тех, кто не победил на выборах) в том, что КОИБ на отдельных выборах не применяются.
Это говорит о заработанном кредите доверия к комплексам обработки избирательных бюллетеней со стороны всех участников избирательного процесса. Надеемся и дальше подтверждать это доверие безукоризненной работой.