60 лет назад, 29 июля 1959 года, в Свердловске приземлился самолёт, на котором прибыл вице-президент США Ричард Никсон. Будущий 37-й президент Соединённых Штатов провёл в городе три неполных дня, посетив ещё Первоуральск, строительство Белоярской АЭС, а также Дегтярск, где спустился в шахту. Последнее обстоятельство породило огромный миф: Никсон поехал в Дегтярск то ли потому, что бывал там в детстве, то ли потому, что там когда-то работали его родители, то ли его предки владели акциями компании «Lena Goldfilds», которая в конце 20-х управляла Дегтярскими рудниками. К годовщине приезда Ричарда Никсона на Урал «Областная газета» изучила несколько десятков источников, чтобы разобраться, где всё-таки правда, а где вымысел.
Всплеск интереса к визиту Никсона на Урал вновь произошёл в середине июля текущего года, когда в Дегтярске общественный активист Пётр Кикилык пытался установить мемориальную доску в честь 37-го президента США на здание отделения Госархива и местного управления ЖКХ. Кикилыку это, скажем так, сделать не дали. Всё закончилось в ОВД Ревды, доска так на здании и не появилась.
Не будем развивать дальше эту тему, подробно описывая, кто конкретно прав, а кто виноват. Гораздо интереснее ещё раз вспомнить подробности довольно насыщенного визита Ричарда Милхауза Никсона на Урал.
Погода – жаркая, обстановка – прохладная
Для начала нужно обратиться к небольшой предыстории. Никсон, на то время ещё вице-президент (с 1953 по 1961 год и, собственно, президент – с 1969 по август 1974 года), конечно, не специально летел на Урал. Начальная точка его визита – Москва, встреча с тогдашним первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым. Даже была условно официальная причина – открытие Американской национальной выставки, разместившейся в столичном парке «Сокольники». На самом же деле Никсон был едва ли не первый, кто начал хоть как-то налаживать довольно холодные отношения с США.
Он готовился к поездке за полгода. Об этом в своей книге, одной из биографий Никсона, упоминает писатель Джонатан Айткен (книга «Nixon: A Life» 1993 года). Айткен пишет, что «это могло стать рутиной с размахиванием флага», но вице-президент решил подготовиться основательно. Он получил массу советов и информации, консультировался с ЦРУ, с людьми уже встречавшими Хрущёва, но самое главное – учил русский язык, запоминал пословицы и фразеологизмы.
Всего Никсон прочитал 132 материала (цифра повторяется в двух его биографиях) о России и СССР. «Делал всё, чтобы подготовиться к непредсказуемому поведению Хрущёва», – отмечал позднее сам Никсон. Запомните этот факт, он нам ещё пригодится.
Впервые на российскую землю Никсон вступил вечером 23 июля 1959 года. «Погода в Москве – жаркая, дипломатическая обстановка – прохладная», – написал один из иностранных корреспондентов, освещающих тогда приезд вице-президента в СССР.
Опуская на газетной полосе все детали московского визита, стоит отметить, что запомнилась она массой колкостей Хрущёва в адрес Никсона. Именно с этого приезда осталось много фраз Никиты Сергеевича: «Нет машины, которая бы клала еду в рот и проталкивала её дальше?», «Америке 150 лет, а СССР – всего 42 года», «Через семь мы будем на таком же уровне, как США», «У нас нет капиталистического отношения к женщинам». Скорее всего, там же Хрущёв впервые произнёс, пожалуй, свою самую крылатую фразу: «Мы вам ещё покажем кузькину мать!».
Никсон достойно держался. В частности, именно тогда произошли так называемые «кухонные дебаты»: лидеры вдруг неожиданно словесно сцепились на фоне стенда с типичной американской кухней в «Сокольниках», жарко обсуждая экономику и политику. Это было записано на плёнку и показано по советскому и американскому телевидению.
«По политическим вопросам мы никогда с вами не согласимся. К примеру, Микоян любит сильно перчёный суп. Я – нет. Но это не значит, что мы не ладим», – добавил Хрущёв. «Вы можете учиться у нас, а мы можем учиться у вас. Должен быть свободный обмен идеями. Позвольте людям выбирать, какой дом, какой суп, какие идеи они хотят», – парировал Никсон.
В Москве вице-президент много гулял по городу в сопровождении супруги и брата президента США – Милтона Эйзенхауэра. Они катались по реке, побывали в Большом театре. Затем делегация посетила Ленинград и улетела в Новосибирск. Оттуда – в Свердловск.
Mir i druzhba
Делегация Никсона прибыла на Урал во второй половине дня. В аэропорту зарубежных гостей встречали толпы людей. Они попали в объектив фотографа журнала «Life» Говарда Сочурека, который везде сопровождал Никсона и привёз огромный фоторепортаж не только официальных мероприятий, но и, например, видов Свердловска.
– Мы очень рады в течение двух последующих дней посмотреть некоторые из ваших предприятий, известных во всём мире своей продукцией, – заявил в первые минуты вице-президент. «Mir i druzhba», – добавил он по-русски.
Все последующие передвижения Никсона, его жены, Милтона Эйзенхауэра, а также председателя госкомитета по культурным связям Жукова, можно легко отследить по публикациям в прессе – как отечественной, так и зарубежной. «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск», «Известия», а также «The New York Times» каждый день выдавали большие материалы о пребывании Ричарда Никсона на Урале.
Итак, в первый день Никсон сначала встретился с председателем исполкома горсовета Муравьёвым, а потом отправился на Уралмашзавод. Вице-президенту рабочие задавали картинные вопросы: о мире и дружбе, атомной угрозе, политике. Начальник цеха Справцев задал вопрос о «железном занавесе», мол, видел ли г-н вице-президент его здесь, в Союзе. «Тов. Никсон ушёл от прямого ответа», – написали обе уральские газеты.
На следующий день гости отправились на Первоуральский новотрубный завод, сделав по дороге остановку у монумента «Европа – Азия». Никсон выпил там бокал шампанского, сказал по-русски: «За мир во всём мире».
Ничем особенным поездка в Первоуральск не была отмечена. Делегация гуляла по заводу, директор рассказывал о достижениях, затем посетила Дворец культуры. Кстати, там же во время экскурсии Никсон узнал, что директор завода Данилов – с 1947 по 1948 год – проходил стажировку в Америке, где знакомился с трубопрокатным оборудованием. Они перекинулись парой фраз на английском языке.
А уже на улице Никсон вдруг вскочил на капот машины перед толпой горожан, снова прокричав: «За мир во всём мире!»
– Дела, дела больше, а не слов, – кто-то закричал ему в ответ.
Из Первоуральска американские гости выехали в Дегтярск.
Человек с Марса, корни мифа
Именно с этого начинается сам миф, описанный выше. Якобы Никсон не планировал ехать в Дегтярск и изменил маршрут. Более того, некоторые СМИ по прошествии порядочного количества лет писали, что вице-президент отлично знал местные топонимы и даже якобы показал фотографию, где он маленьким мальчиком находится в Дегтярске, и рассказал историю, что он гонял мяч с местными мальчишками.
Откуда взялась эта информация – неизвестно. Да и ехал Никсон с американской делегацией в отдельном автомобиле. К примеру, в той же «Нью-Йорк Таймс» сразу появилась мини-карта, на которой был изображён Дегтярск. Ни один из источников тех лет не написал о том, что «маршрут был неожиданно изменён» или о других неожиданных просьбах со стороны гостя.
В самом Дегтярске Никсон спустился в медный рудник примерно на 800 метров вниз. Вот об этом, особенно американские источники, писали довольно подробно, поскольку это было весьма необычно для официальной делегации.
Первый постоянный корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Гаррисон Солсбери написал огромную колонку (номер газеты от 31.07.1959) об этом спуске. Никсон оделся в реальную робу шахтёра, отметив, что похож «на человека с Марса». В самой шахте «Капитальная-1» он поговорил с двумя шахтёрами – Гарайшей Абубакировым и Романом Мирзаевым.
«Г-н Абубакиров так обнял вице-президента, что чуть не сбил его с ног», – сообщал журнал «Life».
Абубакиров там же, прямо в шахте, задал Никсону вопрос: «Почему две страны не могут договориться между собой о мире? Во время войны СССР и США были друзьями. Но сейчас мы не хотим войны. Мы хотим жить в мире и дружбе».
– Вам надо бы стать политиком, – сказал Никсон.
– А кто будет работать на шахте? – усмехнулся Абубакиров.
К слову, в то время, как вице-президент осматривал шахту, его супруга, г-жа Патриция Никсон и Милтон Эйзенхауэр в Дегтярске посетили семью Каляшиных. Осмотрели квартиру работников рудника, «выпили по рюмке вина» и даже спели «Подмосковные вечера»…
Вечером делегация вернулась в Свердловск. На следующий день они посетили строительство Белоярской атомной станции. 31 июля в 17:00 Никсон, ещё раз отблагодарив жителей Свердловска, поднялся на борт «Ту-104» и улетел в Москву договариваться с Никитой Хрущёвым об ответном визите, который состоялся осенью 1959 года.
А был ли мальчик?
Нельзя сказать с уверенностью, откуда «выросли ноги» у этого мифа. Возможно, он берёт своё начало в 1972 году, когда Никсон-президент вновь приехал в СССР, но уже к Леониду Брежневу. Уральская пенсионерка Екатерина Солнцева в тот год кому-то рассказала, что в конце 20-х работала с мужем в Дегтярске и была знакома с родителями Никсона, которые работали на руднике, и что к ним приезжал рыжеволосый мальчик Ричард. Маховик легенды завертелся, упуская важные детали. Что, например, Екатерина Солнцева говорила, что работали родители Никсона под другой фамилией. Да и никто тогда не хотел искать правду.
«Иностранцы построили и оборудовали передовой для того времени техникой две новые шахты – «Нью-Йорк» и «Берлин», возвели обогатительную фабрику, на которой впервые на Урале применили метод флотации. А среди зарубежных специалистов, внедривших новинки, были родственники Ричарда Никсона, которые привезли его с собой», – этот текст до сих пор есть на официальном портале Екатеринбурга
Так родители или родственники? Привезли или приезжал?
Действительно, британская компания «Лена Голдфилдс» с 1925-го управляла Дегтярскими рудниками. Компания работала по концессии. Рабочие сушили затопленные шахты, добывали руду. И там, правда, работали иностранные специалисты. В 1930 году компания прекратила работы в Союзе.
Ричард Никсон родился в 1913 году. Выходит, в 1925 году ему было 12 лет. Давайте обратимся к двум его биографиям, что же именно делал мальчик Ричард в 1925 году? Ответ: ходил в школу.
Джонатан Айткен пишет, что Никсон сменил с 1919 года несколько школ – примерно пять. Ходил в музыкальную школу, немного занимался спортом, помогал своему отцу. Ни одного слова в двух биографиях нет о том, что, будучи ребёнком, он ездил в Дегтярск. Неужели бы 12-летний мальчишка не запомнил такого приключения? В 1930-м Никсон уже поступил в колледж.
Допустим Никсон умолчал об этом факте или забыл в конце 70-х, когда Айткен встречался с ним. Но в книге есть огромные главы посвящённые его родителям – Фрэнсису и Ханне Никсон. Забавный, кстати, факт: некоторые СМИ пишут, что отца звали – Милхауз, поскольку это второе имя Никсона. Но в США второе имя никакого отношения к отчеству не имеет.
Так вот, Фрэнсис Никсон был из небогатой семьи, рано потерял мать и в 13 лет сбежал из дома, потому что не ужился с мачехой. Он перепробовал кучу занятий, даже стриг овец и людей. В 1920-х открыл магазин, где работал день и ночь. Мать Никсона была очень набожной женщиной, помогающей мужу и растившая пятерых детей, включая Ричарда. О том, что они когда-то ездили в СССР, информации, конечно, никакой нет.
«Мы были бедны, но благо было в том, что мы не знали этого», – цитирует высказывание Эйзенхауэра в книге Никсон. Семья владела акциями золотодобывающей компании и при этом была бедна?
«Областная газета» сделала запрос в Президентский центр и Библиотеку Ричарда Никсона, которая находится в городе Йорба-Линда, Калифорния.
– По нашим данным, Ричард Никсон не жил на Урале в детстве. Его первый визит в Советский Союз состоялся в 1959 году в качестве вице-президента, – ответила корреспонденту «Облгазеты» Меган Ли-Паркер – глава архива Президентского центра.
О том, что родители Никсона ездили на Урал или же его родственники владели акциями британской компании, в Центре также ничего не известно.
Добавим, что ни в одной официальной биографии, в том числе в архивах Библиотеки Конгресса, «Британской энциклопедии», сайте Белого дома и в других источниках – этого нет. А был ли мальчик на Урале?
Помните в начале текста мы писали, что Никсон изучил 132 источника перед первой поездкой в СССР? Может, вице-президент где-то прочитал про скандальную компанию «Лена Голдфилдс» и поехал посмотреть на шахты? До конца так и не известно, почему Никсон выбрал именно эти города. Но ведь ни у кого не возникает иллюзий на счёт того, что, например, родители брали его в Новосибирск? Просто люди любят мифы. Даже если знают, что это неправда.
- Опубликовано в №132 от 27.07.2019