В тройке главных претендентов на пост мэра Екатеринбурга – вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский, который курирует стратегическое развитие территорий. В программе развития Екатеринбурга, которую кандидат представил конкурсной комиссии, он обозначил приоритетные проекты на ближайшие годы и отдалённую перспективу.
Думать на пятилетку вперёд
Главной задачей мэра Екатеринбурга, по мнению Александра Высокинского, является повышение качества жизни населения. Городские власти должны работать на перспективу, разрабатывая и реализуя долгосрочные проекты – от муниципальных до межрегиональных и международных.
– Это развитие агломерации «Большой Екатеринбург». Высокоскоростная магистраль «Екатеринбург-Челябинск». Транспортно-логистический центр в районе Большое Седельниково с выходом на высокоскоростную железнодорожную магистраль «Евразия». Реновация жилищного фонда — не только частного жилья, но и пятиэтажек. И, наконец, борьба за право проведения выставки «ЭКСПО 2025», – сказал комиссии Высокинский.
У Екатеринбурга, по словам кандидата, есть потребность, а главное, возможность участвовать в таких проектах. Они, в свою очередь, позволят укрепить экономическую базу города и региона, обеспечив заказами действующие предприятия.
– С точки зрения перспектив это новые рабочие места, новые производства и налоги, – отметил Высокинский.
Три кита экономики
В выступлении Александр Высокинский назвал конкретные механизмы реализации проектов. В первую очередь это развитие бизнеса и открытие собственных производств.
– Розничный товарооборот Екатеринбурга сегодня составляет 800 миллиардов рублей. На стройматериалы тратим 10 миллиардов, а у себя производим только 5–6 процентов. На одежду тратим 60 миллиардов, а у себя производим лишь 3–5 процентов. Товаров местного производства почти не осталось. Рабочие места, налоги, зарплаты уходят из города. Нужно поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, чтобы самим себя обеспечивать, – сказал Высокинский.
Малый, средний и крупный бизнес — три кита, на которых строится экономическое благополучие уральской столицы, подчеркнул Александр Высокинский:
– Крупный бизнес – это социальная ответственность, инвестиции в экономику, стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Малый и средний бизнес — самое активное население, 40–50 процентов всей занятости, развитие новых сфер экономики. И мэр Екатеринбурга должен чётко это понимать, – пояснил он.
Решающий голос – за жителями
Сегодня властям города не хватает оперативной обратной связи с населением с помощью новых интернет-технологий и на личных приёмах, считает Высокинский. Мэр Екатеринбурга должен создать все условия для того, чтобы жители стали активными участниками городских событий. Как вариант – внедрить единую систему контроля городских служб с участием горожан.
– В первую очередь нужно контролировать объекты и дороги, которые уже построены и находятся на гарантии. Лучший способ проверить эту гарантию – информация от жителей. Должны быть созданы сайты, чтобы мы могли эти объекты отслеживать, – предложил Александр Геннадьевич.
Ещё один механизм привлечения горожан — инициативное бюджетирование. Высокинский уверен: выделяя средства на тот или иной проект, мэр должен опираться на мнение жителей. И таким образом вовлекать их в процесс решения вопросов местного значения.
– Подобная практика уже есть, в Екатеринбурге она должна быть расширена именно на базе районных администраций, то есть максимально приближена к конкретным территориям. Нужно научиться вместе расставлять приоритеты, – сказал кандидат.
По мнению Александра Высокинского, необходимо повысить значимость районных администраций.
– У сотрудников администраций должны быть не просто новые обязанности, а реальные ресурсы для регулирования процесса предпринимательства. Малый и средний бизнес нужно сделать партнёром развития территории его пребывания. Закрытие каждого предприятия должно стать трагедией, и это нужно отслеживать отдельно, – сказал кандидат.
Депутатам городской думы тоже следует изменить подходы в работе, считает Высокинский. Они избираются прямым голосованием жителей, что само по себе очень ценно.
– Нужно делать экономические расчёты той или иной ситуации, с чётким пониманием бюджетных затрат и средств горожан. Нужно собираться и обсуждать сложные вопросы, а не только выносить готовые проекты решений, – сказал он.
Реновация жилья неизбежна
Высокинский указал комиссии на проблему, решение которой из-за отсутствия средств откладывалось десятилетиями, – это ветхое жильё. Благодаря системной работе городской администрации его объём удаётся поддерживать на уровне 330 тысяч квадратных метров. При этом за последние 15 лет жилфонд в городе вырос на 10 миллионов квадратных метров.
– Объёмы ветхого жилья фактически не снизились, вдобавок начался процесс старения квартир-«хрущёвок» в пятиэтажках. Время идёт, рано или поздно новому мэру придётся решать эту проблему, – сказал Александр Геннадьевич.
По мнению Высокинского, глава города совместно с депутатами должен разработать такую жилищную программу, по которой горожане будут получать квартиры в своих дворах – «метр в метр», то есть без доплаты. При этом власти должны понимать — пока они утверждают программу, может наступить срок критичной эксплуатации жилых помещений, – подчеркнул Александр Высокинский.
Уточняющих вопросов к кандидату не было.
– Спасибо, Александр Геннадьевич. Всё чётко, понятно. Всех убедили, – сказал председатель областного избиркома Валерий Чайников.
Презентация программы Александра Высокинского
Екатеринбург – это уникальный город, который с 1991 года прошел большой и сложный путь от промышленного центра в много функциональный межрегиональный центр. Мы сегодня исполняем разные функции, Екатеринбург - это центр Свердловской области, Уральского федерального округа, «Большого Урала», - все эти «роли» наполняются конкретным функционалом: транспортные, логистические, управленческие. Все это стимулирует горожан к той активности и восприимчивости к новому, которой не хватает другим городам.
Сегодня Екатеринбург – это промышленный, научно-образовательный, транспортно-логистический, туристический и деловой центр.
Развитие Екатеринбурга за последние 15 лет было стремительным (ведь трансформация произошла на наших глазах). Многие города этот путь проходили за сотню лет, мы – за какие-то 20-30 лет. Преобразование было не стихийным, а плановым. В основе лежала первая стратегия развития Екатеринбурга, в организации разработки и реализации которой я принимал непосредственное участие. Она стала действительно главным и общим для всех движущих сил документом развития города, в направлении единой главной цели: повышение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.
По итогам социально-экономического развития (посмотрим на слайды) Екатеринбург сегодня действительно лучший среди городов-миллионников по динамике заработной платы, розничного товарооборота, количеству ДОУ, численности населения (город не терял население). По величине заработной платы мы на первом месте среди городов-миллионников, а это платежеспособный спрос. Мы строим достаточно много. Сравнение по розничному товарообороту: здесь мы выделяем Москву, Санкт-Петербург и Свердловскую область (по ним считает статистика с малым бизнесом, полный объем), в том числе по Екатеринбургу порядка 800 млрд.руб. и города-миллионники, где сравнимые показатели приведены без учета малого бизнеса. Роль малого бизнеса как раз в этих цифрах прекрасно видна.
Достаточно революционные для начала 2000-х проекты вышли на полную мощность за десять-пятнадцать лет. Мы реализовали первый Стратегический план (до 2015 года) и сейчас нам нужны новые прорывные проекты, которые обеспечат рост на не меньшую перспективу. Если раньше в основе трансформации города у нас были положения, связанные с созданием новых сфер экономики (сегодня одинаковые доли в структуре экономики города занимают транспорт, складское хозяйство, банковское дело, строительство – это все, что выросло; безусловно – промышленность, от которой городу никогда нельзя отказываться), то на сегодня этот ресурс исчерпан. Нам нужны совершенно новые проекты для развития города.
И самое главное, мы развили город настолько, что он как локомотив нуждается в значительном количестве внешних ресурсов. Слишком большие обороты мы набрали.
Нужно качественно оценить многие сферы городского развития и формировать новые проекты по направлениям: развитие районов города и отдаленных территорий, агломерационные процессы, заниматься единой транспортной системой, состоянием жилищного фонда и благоустройством, городской средой.
Это крупные региональные, межрегиональные, федеральные и межгосударственные проекты: развитие агломерации «Большой Екатеринбург», ВСМ «Екатеринбург – Челябинск», проекты межрегионального взаимодействия регионов Урала «Уральское созвездие», транспортно-логистический-производственный узел близ Большого Седельниково с перспективой выхода на высокоскоростную железнодорожную магистраль «Евразия», реновация жилищного фонда (не только с точки зрения частного жилья, но и пятиэтажных домов, этой проблемой нужно заниматься уже сегодня) и, наконец, борьба за право проведения ЭКСПО-2025. У Екатеринбурга есть возможность и необходимость участия в этих проектах, которые упрочат и умножат экономическую базу города и региона, обеспечат заказами многие действующие предприятия и возможность появления новых производств и организаций строительной, транспортно-логистической и других сфер. Это новые рабочие места, это налоги, новые подходы с точки зрения перспектив.
Самое главное, что у молодежи города должны быть перспективы, а они в 18-20 лет принимают решение: уезжать или не уезжать, и эти проекты дают молодежи перспективы, аргументы, чтобы жить и работать в своем городе.
Мы все увидели как преображается Екатеринбург во время проведения масштабных мероприятий: игры ЧМ-2018, ИННОПРОМ, Ночь Музыки, Царские дни - набирается опыта и бизнес и организации, отвечающие за их проведение, обеспечение логистики, безопасности, сервиса. 2018 год богат такими событиями, но сделать предстоящие годы не менее насыщенными – действительно важная задача для развития города.
Теперь по инструментам. Как это предлагается делать.
Малый и средний бизнес – главный выгодоприобретатель событийных мероприятий, увеличивающих спрос на их продукты и услуги, обеспечивающий наполнение кафе и гостиниц, спрос на разнообразные сервисные услуги.
Малый бизнес – это активное население, это 40-50% занятости и достаточно большая самозанятость. И это очень хорошо с точки зрения решения социальных задач.
Крупный бизнес – это социальная ответственность, обеспечение занятости для значительной части населения, это понимание городом перспектив развития бизнеса в городе и вместе с городом. Это крупные инвестиции в экономику, стабильные и основные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Но без малого бизнеса крупный бизнес развиваться не может.
Средний и малый бизнес – это активность и гибкость. Средний бизнес в значительной степени стремится к постоянному росту, а малый гибко реагирует на запросы рынка и самостоятелен в принятии оперативных решений. Средний и малый бизнес находят новые сферы развития, внедряют в городскую среду, обеспечивают постоянное развитие городской экономики.
Первое, что нужно делать – это инструменты, которые качественно поменяют ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса. Как это предполагается? Розничный товарооборот Екатеринбурга порядка 800 млрд. руб. Мы разложили вместе с коллегами из Министерства промышленности и науки Свердловской области этот объем на составляющие: 10 млрд.руб. тратим на стройматериалы, а у себя производим 5-6%; 20 млрд.руб. тратим на обувь - я предлагаю 30-40% рынка у себя иметь; 60 млрд.руб. тратим на одежду, у себя производим 3-5%. Все товары народного потребления – это более 300 млрд.руб., но товаров местного производства почти не осталось. Это сотни миллиардов рублей, то есть рабочие места, налоги, зарплаты, которые уходят из города. Нужно поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, чтобы начать в значительной мере самим себя обеспечивать. Мы не сразу заберем половину рынка – начинать нужно с 10% и постепенно его забирать.
Сегодня в приоритете: во-первых, наполнение рынка Екатеринбурга и Свердловской области товарами повседневного спроса от местных производителей; во-вторых, содействие малым и средним предприятиям во встраивании в кооперационные процессы с нашими крупными производствами.
Говорить о том, что ресурс города может быть увеличен за счет областных источников – это неправильно. Нам нужно зарабатывать деньги самим. Для этого нужно увеличение налогооблагаемой базы.
Роль районных администраций в поддержке малого бизнеса должна быть серьезно усилена. Но это должны быть не просто новые обязанности, а реальные ресурсы для регулирования процесса и обеспечения поддержки предпринимателей. Малый и средний бизнес нужно сделать партнером развития территории его пребывания. Закрытие каждого предприятия на территории района должно стать трагедией и это нужно отслеживать отдельно.
То же и в привлечении жителей и организаций, заинтересованных в реализации проектов инициативного бюджетирования. Сегодня эти механизмы есть. Практика может и должна быть серьезно расширена именно на базе районных администраций, максимально приближена к территориям. Надо научиться вместе ставить приоритеты.
Помимо привлечения дополнительных средств на создание общественных пространств, улучшение благоустройства или реализацию социальных проектов, меняется отношение жителей к тому, что создано с их участием.
Я уже обозначил, что нужно качественно оценить многие сферы городского хозяйства и актуализировать подходы и возможности их развития.
Создание обратной связи с жителями города. Должна быть создана единая система контроля эффективности городских служб с участием горожан. Для чего? В первую очередь нужно контролировать объекты и дороги, которые построены и в течение трех лет находятся на гарантии, лучший способ проверять эту гарантию – это информация от горожан. Должны быть созданы сайты, чтобы мы могли эти объекты отслеживать. Точно так же по школам и другим новым объектам.
Создание устойчивой обратной связи с жителями территорий и с помощью новых интернет-технологий, и на личных приемах городских и районных служб позволит, не создавая конфликтных ситуаций, продвинуться в решении конкретных задач. Не противопоставляя мнение приглашенных экспертов желаниям и комфорту горожан, формировать маршрутную сеть общественного транспорта, определять приоритеты транспортной системы вместе с соседями по агломерации.
Я считаю, что сегодня нужно изменить роль городских депутатов. Они избираются прямым голосованием, что очень ценно (50% по партийным спискам и 50% - по одномандатным округам). Нужно делать экономические расчёты той или иной ситуации, с четким пониманием бюджетных затрат и привлекаемых средств горожан, и вместе расставлять приоритеты. Изменение системы работы с депутатами – это совместная простановка приоритетов по развитию территории. Нужно собираться и обсуждать сложные вопросы, а не только выносить готовые проекты решений.
Но есть и глобальные проблемы, решение которых откладывается десятилетиями именно из-за отсутствия средств. Такая проблема – это ветхое жилье. Его объем, благодаря постоянной работе, удается поддерживать примерно на одном уровне 330 тыс. кв.м. Но за 15 лет объем жилфонда увеличился на 10 млн кв. м, а объем ветхого фонда не снизился. При этом идет процесс старения «хрущевок» и нужно иметь понимание что с ними делать: граждане должны получить квартиры в своем дворе, они не должны доплачивать, получая «метр в метр». Эту программу нужно разрабатывать сегодня вместе с депутатами, с пониманием того, что пока мы ее разрабатываем и утверждаем приблизится срок критичной эксплуатации.
В целом, считаю главной обязанностью руководителя управление в соответствии со стратегическими приоритетами развития города, личное участие главы в стратегическом планировании, постоянное взаимодействие с теми, кто активно развивают территории, реализация проектов развития, обеспечивающих устойчивый рост экономики в настоящем и будущем, и контроль за эффективностью использования ресурсов.
Спасибо за внимание!
Досье
Александр Геннадьевич Высокинский родился в 1973 году в Свердловске. Окончил Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление», аспирантуру академии государственной службы при Президенте РФ в Москве. Кандидат экономических наук.
Работал председателем комитета по экономике НПО «Автоматика», заместителем главы администрации Екатеринбурга по экономическим и финансовым вопросам.
С 2016 года — вице-премьер областного правительства.
Женат, воспитывает двоих сыновей.
Программы развития Екатеринбурга от вице-спикера регионального Заксобрания Виктора Маслакова и первого заместителя главы администрации города Алексея Кожемяко опубликованы в предыдущих номерах «Облгазеты».
- Опубликовано в №139 от 07.08.2018 под заголовком «Дорога для Екатеринбурга – 3»