- Опубликовано в №037 от 03.03.2016
Депутаты Законодательного собрания Свердловской области во вторник, 1 марта, приняли в первом чтении законопроект, отменяющий прямые выборы мэров в подавляющем большинстве муниципалитетов региона. Теперь их глав будут назначать местные думы, выбирая из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией.
С такой инициативой выступили члены фракции «Единая Россия» во главе со спикером свердловского Заксобрания Людмилой Бабушкиной. Нововведения не затронут Екатеринбург и Нижний Тагил, а также сельские и городские поселения (там схему выборов самостоятельно определяют местные собрания). Прежняя система назначения глав сохранится и в четырёх свердловских ЗАТО — двух городах (Новоуральске и Лесном) и двух посёлках (Свободном и Уральском), так как там этот вопрос регулируется федеральным законодательством. Во всех остальных муниципальных районах и городских округах мэров будут выбирать депутаты местных дум из числа кандидатов, которые пройдут предварительный отбор конкурсной комиссии.
Эксперты объяснили «ОГ», от чего зависит выбор модели, насколько оправдывает себя уход от прямых выборов и чем власти «заслужили» критику реформы.
— У Заксобрания всегда было полномочие определить единую схему выборов глав во всех муниципалитетах, — рассказывает один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета ЗССО по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева. — Однако до конца 2014 года не было понимания, какие ещё изменения будут вноситься в 131-й Федеральный закон («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — Прим. «ОГ»). Поэтому было принято решение сохранить всё так, как было прописано в уставах муниципалитетов. В 2014-м в федеральном законе появилась модель избрания глав депутатами местных дум из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, она показалась нам наиболее эффективной.
В декабре 2015 года Конституционный суд РФ принял постановление, которое обязало парламентариев, если они собираются ввести единую систему выборов глав, установить критерии, на основании которых она вводится.
— В качестве критерия мы определили высокую концентрацию переданных муниципалитетам государственных полномочий, — объясняет Артемьева. — Судите сами: в доходной доле бюджетов наших муниципалитетов около 42 процентов — это средства, выделенные из областного бюджета. Поэтому естественно, что область заинтересована в том, чтобы к ним допустили не случайного человека, а того, в котором уверены члены комиссии, куда 50 на 50 входят представители региональных властей и муниципального образования. Правильно, что окончательный выбор делают депутаты местной думы. Всё равно глава муниципального образования независимо от способа его избрания подотчётен и населению, и думе, которая заслушивает его ежегодные отчёты. И если в течение двух лет будет отрицательная оценка деятельности главы, то думой ставится вопрос о его отставке.
— Что касается Екатеринбурга и Нижнего Тагила, то здесь мы, учитывая большую численность населения (более 300 тысяч), посчитали нужным сохранить прямые выборы глав, — говорит автор законопроекта. — А вот смысла устанавливать единую модель выборов в сельских и городских поселениях нет, так как у них практически нет переданных государственных полномочий.
Комментарий
Иван Кадочников, юрист:
— Советская модель упрощает затраты на содержание аппарата и обеспечивает контроль области над расходованием бюджетных средств. Людям не так важно, кто стоит у руля местной администрации, а то, КАК он будет управлять. С учётом того, что, как правило, значительная часть муниципальной казны формируется за счёт средств областного бюджета, региональные власти вправе устанавливать контроль за работой коллег с мест. И если территория решительно возражает против отмены прямых выборов, то это повод задуматься: а всё ли в ней идёт гладко? Нет ли проблем с целевым расходованием бюджетных средств или оформлением прав на земельные участки и муниципальное имущество?
Записала Ольга Кошкина