За власть Советов!

Первые два года своего существования (с 1990-го по 1992-й) «ОГ» выходила под названием «За власть Советов». Сейчас — с принятием  так называемой пятой модели выборов — советская модель управления территориями вновь становится актуальной…

Первые два года своего существования (с 1990-го по 1992-й) «ОГ» выходила под названием «За власть Советов». Сейчас — с принятием так называемой пятой модели выборов — советская модель управления территориями вновь становится актуальной…

  • Опубликовано в №037 от 03.03.2016

Депутаты Законодательного собрания Свердловской области во вторник, 1 марта, приняли в первом чтении законопроект, отменяющий прямые выборы мэров в подавляющем большинстве муниципалитетов региона. Теперь их глав будут назначать местные думы, выбирая из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией.

С такой инициативой выступили члены фракции «Единая Россия» во главе со спикером свердловского Заксобрания Людмилой Бабушкиной. Нововведения не затронут Екатеринбург и Нижний Тагил, а также сельские и городские поселения (там схему выборов самостоятельно определяют местные собрания). Прежняя система назначения глав сохранится и в четырёх свердловских ЗАТО — двух городах (Новоуральске и Лесном) и двух посёлках (Свободном и Уральском), так как там этот вопрос регулируется федеральным законодательством. Во всех остальных муниципальных районах и городских округах мэров будут выбирать депутаты местных дум из числа кандидатов, которые пройдут предварительный отбор конкурсной комиссии.

— У Заксобрания всегда было полномочие определить единую схему выборов глав во всех муниципалитетах, — рассказывает один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета ЗССО по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева. — Однако до конца 2014 года не было понимания, какие ещё изменения будут вноситься в 131-й Федеральный закон («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — Прим. «ОГ»). Поэтому было принято решение сохранить всё так, как было прописано в уставах муниципалитетов. В 2014-м в федеральном законе появилась модель избрания глав депутатами местных дум из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, она показалась нам наиболее эффективной.

В декабре 2015 года Конституционный суд РФ принял постановление, которое обязало парламентариев, если они собираются ввести единую систему выборов глав, установить критерии, на основании которых она вводится.

— В качестве критерия мы определили высокую концентрацию переданных муниципалитетам государственных полномочий, — объясняет Артемьева. — Судите сами: в доходной доле бюджетов наших муниципалитетов около 42 процентов — это средства, выделенные из областного бюджета. Поэтому естественно, что область заинтересована в том, чтобы к ним допустили не случайного человека, а того, в котором уверены члены комиссии, куда 50 на 50 входят представители региональных властей и муниципального образования. Правильно, что окончательный выбор делают депутаты местной думы. Всё равно глава муниципального образования независимо от способа его избрания подотчётен и населению, и думе, которая заслушивает его ежегодные отчёты. И если в течение двух лет будет отрицательная оценка деятельности главы, то думой ставится вопрос о его отставке.

— Что касается Екатеринбурга и Нижнего Тагила, то здесь мы, учитывая большую численность населения (более 300 тысяч), посчитали нужным сохранить прямые выборы глав, — говорит автор законопроекта. — А вот смысла устанавливать единую модель выборов в сельских и городских поселениях нет, так как у них практически нет переданных государственных полномочий.

Комментарий

Иван Кадочников, юрист:

— Советская модель упрощает затраты на содержание аппарата и обеспечивает контроль области над расходованием бюджетных средств. Людям не так важно, кто стоит у руля местной администрации, а то, КАК он будет управлять. С учётом того, что, как правило, значительная часть муниципальной казны формируется за счёт средств областного бюджета, региональные власти вправе устанавливать контроль за работой коллег с мест. И если территория решительно возражает против отмены прямых выборов, то это повод задуматься: а всё ли в ней идёт гладко? Нет ли проблем с целевым расходованием бюджетных средств или оформлением прав на земельные участки и муниципальное имущество?

Записала Ольга Кошкина

Областная газета Свердловской области