В 1995 году в Свердловской области прошли первые в истории России выборы губернатора. На церемонии инаугурации на нового главу региона Эдуарда Росселя возложили должностной знак губернатора — массивную цепь с подвесом в виде герба области. И это тоже произошло впервые в стране. Однако сегодня, 20 лет спустя, старейшим губернаторским знаком официально считается вологодский, который был разработан на несколько лет позже свердловского. «ОГ» решила разобраться, как это могло случиться.
На сегодняшний день в Государственном геральдическом регистре РФ зарегистрировано всего шесть должностных знаков глав регионов. Знака свердловского губернатора среди них нет.
Первым в геральдический регистр был внесён должностной знак главы Вологодской области. Случилось это в 1999 году.
— Когда в Свердловской области началась подготовка к первым губернаторским выборам, естественным образом возникла идея разработки некоего знака как символа принятия присяги высшим должностным лицом региона, — рассказал «ОГ» директор Центра истории Свердловской области Анатолий Кириллов, который в 1995 году возглавлял отдел социально-политических технологий Областной думы.
Каким именно должен быть этот знак — определились не сразу. Директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин, бывший тогда членом областного правительства, вспоминает:
— Мы рассматривали разные варианты. Предлагалось, например, сделать специальную ленту, как было при Петре I. Но потом изучили зарубежный опыт. И оказалось, что там наиболее распространённый вариант — губернаторская цепь.
Автором эскиза и изготовителем знака стал легендарный уральский ювелир Борис Харитонов, работавший на заводе «Ювелиры Урала».
Борис Харитонов (1938 — 2009). Родился в Челябинске, но с 1940 года жил в Свердловске. В 1954 году стал учеником слесаря на Свердловском инструментальном заводе. С 1970-го по 1987 год трудился на Уральском оптико-механическом заводе. За это время получил высшие разряды по нескольким рабочим профессиям: камнерез, чеканщик, гравёр, эмальер, ювелир, косторез. В 1993 году перешёл на завод «Ювелиры Урала», где руководил участком экспериментальных изделий. Заслуженный художник России. Работы Бориса Харитонова есть в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург), личных коллекциях экс-президента Франции Франсуа Миттерана, королевы Испании Софии и экс-канцлера Германии Гельмута Коля.
- Должностной знак губернатора Свердловской области состоит из двух частей — собственно знака и цепи знака. Части изготовлены из золота, серебра, фианитов и эмали
- Знак является символической копией герба Свердловской области
- Цепь знака состоит из 33 звеньев: 8 больших, которые образуют четыре пары, и 25 малых
- Знак изготовлен в 1995 году, в 2007 году подвергался переделке
- Знак «принимал участие» в шести инаугурациях трёх глав региона — Эдуарда Росселя (в 1995, 1999, 2003 и 2005 годах), Александра Мишарина (в 2009) и Евгения Куйвашева (в 2012)
- Место постоянного хранения — галерея резиденции губернатора Свердловской области
— Точную стоимость этого заказа я не знаю, поскольку подключился к работе над региональной символикой только через два года, — сообщил «ОГ» первый руководитель созданной в 1997 году комиссии по символам Свердловской области, а ныне гендиректор издательства «ВИК-Медиа» Андрей Выборнов. — Но могу предположить, что она наверняка невелика. Ведь использовались сравнительно недорогие материалы — серебро с золотым напылением и эмаль. Основная сложность заключалась в самом изготовлении. Каждое из символических звеньев отливали по отдельному штампу. А это весьма трудоёмкая работа.
Александр Мишарин (2009). Фото: Алексей Кунилов
В Уставе Свердловской области, принятом 25 ноября 1994 года, есть требование о том, что главе региона полагается должностной знак. Но его конкретный вид тогда нигде не был прописан (и не прописан, кстати, до сих пор: статья 42 того же Устава области гласит, что «описание должностного знака Губернатора Свердловской области (…) определяется законом Свердловской области» — но такого закона нет). Эта недоработка и привела ко всем дальнейшим проблемам, которые сопровождают губернаторскую регалию все 20 лет её существования.
Особое мнение
Дмитрий Полянин, главный редактор «ОГ»:
— То, что нам так долго не удаётся зарегистрировать свой знак в Геральдическом совете, невольно наводит на мысль, что нам и не надо этого делать. Возможно, таким затягиванием процесса судьба оберегает нас от ошибочного шага.
Сейчас должностной знак нашего губернатора, как ни крути, уникален: во-первых, он самый старый, а во-вторых, нешаблонный. Поменяв его, мы разом потеряем и то, и другое.
Свердловская область отличается «лица необщим выраженьем» во многих вещах. Думаю, что и в своих символах мы не должны отступать от стремления к этому. Тем более, что в данном случае наше желание выделиться абсолютно ничем нам не грозит: использовать должностной знак губернатора в его нынешнем виде на внутрирегиональном уровне нам никто не запрещает. А то, что эту цепь нельзя надеть на кремлёвский приём… Устав области и так разрешает использовать этот знак только в одном случае: при инаугурации.
Дело о трусливом соболе
Девяностые годы прошлого века не зря называют временем энтузиастов и романтиков. Многое из того, что было тогда создано, было сделано с любовью, но не по правилам — с нарушением различных норм и стандартов. К сожалению, это относится и к должностному знаку свердловского губернатора.
По словам депутата Законодательного собрания региона Владимира Никитина, первая попытка зарегистрировать знак главы Среднего Урала в Государственном геральдическом регистре РФ была предпринята ещё в 1997 году. Но нам с ходу ответили отказом: в знаке был использован герб региона, который содержал грубейшие нарушения норм геральдики.
Во-первых, на символе области его главный «житель» — соболь — был изображён с закрытой пастью, опущенным хвостом и оглядывающимся. А на языке символов опущенный хвост говорит о трусости, оборот головы назад — об испуге, а отсутствие языка — о безгласности.
Во-вторых, на гербе имелась надпись «Свердловская область» — в то время как на нём словами должен быть написан некий девиз, а не указание на обладателя.
Евгений Куйвашев (2012). Фото: Алексей Кунилов
На исправление обнаруженных недостатков потребовалось аж восемь лет, причём Вячеслав Старцев (автор первоначального варианта) делать ребрендинг категорически отказался, и герб в итоге составлял соучредитель и член совета Гильдии геральдических художников России Александр Грефенштейн. Его вариант оказался правильным, и 26 марта 2005 года герб области был наконец включён в геральдический регистр РФ.
Эскиз нового варианта должностного знака губернатора Свердловской области создал уроженец Краснотурьинска Александр Грефенштейн — соавтор герба региона и автор множества гербов городов России.
…И пером не описать
Через два года после утверждения исправленного варианта свердловского герба екатеринбургское ОАО «УралЮвелирГолд» изготовило для должностного знака губернатора новый подвес, который сделали из золота. Тогда же новый подвес прикрепили к цепи, а старый вариант сдали в «архив» (сейчас он хранится в фонде Галереи резиденции губернатора Свердловской области).
После этого была предпринята вторая попытка зарегистрировать знак главы региона в Геральдическом совете РФ. И вновь не получилось: на сей раз возражения вызвала цепь.
— Главная претензия заключалась в том, что в декоре нашей цепи использованы элементы российского герба (двуглавый орёл держит подвес с областным гербом — Прим. «ОГ»). Это уместно на должностном знаке президента страны, но никак не губернатора. Геральдический совет при Президенте РФ жёстко следит за соблюдением логики соподчинения символов, — пояснил Александр Грефенштейн.
Пришлось свердловчанам вновь браться за работу — создавать новый эскиз, причём с нуля: просто заменить герб России на какой-то другой элемент оказалось недостаточно.
— Необходимость в полной переделке возникла из-за того, что при регистрации требуется чётко описать геральдическими терминами вид всех символов, изображённых на должностном знаке. А те архитектурные и иные символы, которые сегодня есть на звеньях нашей цепи, так описать практически невозможно, — пояснил «ОГ» член комиссии по символам Свердловской области Валентин Кондюрин. — Проще всего зарегистрировать в Геральдическом совете цепь, на звеньях которой изображены элементы герба, а на медальоне внизу — сам герб. По этому пути мы с художником Александром Грефенштейном в 2007 году и пошли.
На разработку нового эскиза потребовалось всего около месяца. Было создано несколько вариантов знака, и один из них в 2009 году Геральдическим советом при Президенте РФ был одобрен.
Денежный барьер
Казалось бы, теперь дело с созданием правильного должностного знака губернатора должно сдвинуться с мёртвой точки. Но увы…
— За последние годы у нашего региона было три губернатора, и к каждому из них мы подходили с предложением решить вопрос с регистрацией цепи в Геральдическом совете, — говорит Николай Воронин. — Но каждый раз дело вставало из-за того, что должностной знак нужно изготовить заново, а на это требуется 300–350 тысяч рублей. Ни один из губернаторов не решился выделить такую внушительную сумму из областного бюджета.
В конце 2014 года Николай Воронин по просьбе наших геральдистов даже подготовил законопроект с описанием нового должностного знака главы региона. Документ был направлен губернатору, но, по словам Владимира Никитина, до сих пор официально не внесён в региональный парламент.
Вот и получается, что знак свердловского губернатора по-прежнему остаётся скорее украшением, чем властной регалией. В законном поле он не существует, и глава региона не имеет права его надевать, допустим, на каком-либо официальном приёме в Кремле.
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала государственному эксперту министерства культуры РФ Ирине Зябликовой-Исаковой.