Реализация программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, которая должна быть завершена через два года, входит в нашей области в решающую фазу. Работа проведена огромная, и настало время обсудить — что уже получилось, какие проблемы возникают и стоит ли корректировать действующую систему. О том, как идёт работа над проектом, «Областной газете» рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
— Николай Борисович, каковы на данный момент результаты реализации программы?
— Прежде всего хочу отметить, что у нас в области переселение ведётся в рамках не одной, а нескольких программ.
Первая и основная — с самым большим объёмом финансирования (до полутора миллиардов рублей в год) - осуществляется совместно с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ на основе софинансирования из федерального, областного и местного бюджетов.
Параллельно идёт работа по программе, которая финансируется только за счёт средств областного и местных бюджетов. В ряде муниципалитетов есть и собственные программы, которые реализуются за счёт местного бюджета.
В отдельных городах переселение идёт в рамках программы комплексного развития территорий. В этом случае застройщику выделяется земля, на которой построено ветхое жильё. Он застраивает территорию, но при этом в качестве обременения обязан расселить людей.
Благодаря совокупности этих программ нам и удаётся достаточно быстро расселять граждан из аварийного жилья. Как отмечает Фонд содействия реформированию ЖКХ, Свердловская область сейчас входит в число лидеров Российской Федерации по количеству переселившихся жителей. За семь неполных лет (с 2008 года) в целом по области из бараков в новое жильё переехало 26 тысяч человек — по численности населения это город вроде Камышлова. На сегодня в аварийных домах, признанных таковыми на 1 января 2012 года, проживает ещё порядка 14 тысяч человек. К 1 сентября 2017 года, как и предписывают «майские указы» Президента Владимира Путина, эти граждане будут расселены.
— Насколько активно помогает области Фонд содействию реформирования ЖКХ?
— С фондом мы сотрудничаем очень тесно. Проблем с реализацией наших региональных проектов не было никогда — ни с точки зрения финансирования, ни с точки зрения методической поддержки. Представители Фонда помогают консультациями, приезжают с проектами, в рамках которых вычленяют и помогают решать наиболее острые проблемы.
— А от чего зависит объём финансирования проекта?
— От количества признанного аварийным жилья в регионе. И тут важно то, что мы совместно с органами местного самоуправления вовремя сформировали соответствующий реестр и смогли войти в проект. Нам удалось добиться увеличения софинансирования из федерального бюджета с 37 до 50 процентов. И это позволило высвободить средства областного и местных бюджетов на дальнейшее ускорение этой программы.
— После того как с момента сдачи первых построенных по программе домов прошло полгода-год, жильцы некоторых новостроек начали жаловаться на качество новых зданий. Возник вопрос о необходимости создания эффективной системы контроля за реализацией проекта. Что в этом направлении делается у нас в области?
— Новую систему контроля мы разрабатывали по поручению губернатора и председателя правительства. Было принято сразу несколько серьёзных управленческих решений. Прежде всего все главы участвующих в программе муниципалитетов обязаны до декабря 2015-го провести торги и заключить контракты на 2016 и 2017 годы. Это позволит сэкономить время, в том числе и на строительные работы. В этом случае подрядчики будут иметь время строить дом в обычном, а не в авральном режиме, что позволит уделить должное внимание качеству строительства.
Во-вторых, у нас сформирована экспертная группа, которая как минимум четыре раза за время строительства побывает на каждом (подчёркиваю: на каждом) строящемся доме. Сначала они проверят проектную документацию, затем осмотрят готовый фундамент. Третий выезд состоится к моменту готовности коробки и кровли, а четвёртый — перед сдачей в эксплуатацию. В комиссию входят представители Государственной жилищной инспекции, Стройнадзора, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологических служб, министерства строительства, а также общественники — представители партии «Единая Россия», Общероссийского народного фронта (ОНФ) и других организаций. В приёмке также должны обязательно участвовать будущие новосёлы и представители управляющей компании.
С нынешнего года у нас также введена обязательная ценовая и качественная экспертиза проектов, по которым строится жильё для переселения. По федеральному закону такая экспертиза для жилых домов до трёх этажей включительно необязательна, но у нас исключений не будет.
Помимо этого, всем муниципалитетам мы вменили в обязанность заключение до-говоров с муниципальным или с областным управлением капитального строительства, которое будет выполнять на объектах функцию технического надзора и контроля.
— В конце июля — начале августа после визита на Урал представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ) вдруг начались разговоры о «домах-призраках». Неужели и в самом деле в области есть случаи, когда деньги получены, а жильё не построено?
— Конечно же, это не так. Нужно понимать, что ни один план не может быть догмой. Программа переселения постоянно корректируется. В соответствии с законодательством существует несколько равнозначных способов переселения — строительство нового дома, покупка жилья в строящихся объектах на условиях долевого строительства либо покупка квартир на вторичном рынке, а также выкуп у жителя его жилого помещения по стоимости аварийного жилья. Решение о том, какой именно способ применять, принимается руководством муниципалитета по согласованию с жителями. Например, где-то поначалу планировалось переселить людей из барака в новый дом, но не оказалось удобного для жителей участка. Бывает, что жители не хотят переезжать в другой район или считают более целесообразным получить выкупную цену. В таких случаях программа корректируется, и для граждан приобретаются квартиры, в том числе на вторичном рынке. А на бумаге, в силу того, что реестр не может изменяться по нашему желанию, остаётся так называемый «дом-призрак». Но я убежден: важно не то, что на бумаге, а то, что в реальности — по факту люди получают реальное жильё, бараки сносятся. Сегодня, благодаря совместной работе с ОНФ, мы нашли способ, чтобы эти «несовпадения» исправить.
— До 2017 года должны быть расселены все аварийные дома, но не все ветхие (которые со временем тоже становятся аварийными). Насколько велики шансы, что программа будет продолжена?
— Я уверен, что она будет продолжена. Конечно, для дальнейшей её реализации объём средств нужен будет ещё больший — порядка 30 миллиардов рублей. Это колоссальный объём и по финансам, и по площадям строительства. И не надо себя обманывать, что мы справимся с этой работой за два-три года. Это, я думаю, будет не менее чем десятилетняя программа, реализация которой потребует софинансирования из федерального бюджета. И федерация, кстати, уже поставила перед субъектами задачу начать формирование реестра аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года.
Сюжет
Майская система координат
Исполнение «майских указов» Президента в Свердловской области