Спецназовец Игорь Иванов в Афганистане наряжался моджахедом

День вывода советских войск из Афганистана для Игоря Иванова — большой праздник. Автор фото неизвестен.

День вывода советских войск из Афганистана для Игоря Иванова — большой праздник. Автор фото неизвестен.

Ещё мальчишкой Игорь Иванов начал готовиться к военной службе. Перед глазами был хороший пример — старший брат, военный моряк, капитан первого ранга. Однако попасть в морскую пехоту, как мечталось в юности, не удалось. Молодым спортсменом с разрядами по шести видам спорта заинтересовалась армейская разведка. Да и внешний вид, что ни говори, самый подходящий — хоть и фамилия Иванов, а сам тёмненький, казачьего рода.

«Разведка у казаков — это первое дело. Ещё и техникум окончил имени Николая Ивановича Кузнецова, у нас в Талице всё с ним связано. Вот меня и взяли в спецподразделение ГРУ. Туда в основном набирали спортсменов, кандидатов в мастера спорта, это сыграло роль. У меня первые разряды по лыжным гонкам, биатлону, лёгкой атлетике, многоборью ГТО зимнему и летнему, стрельбе, баскетболу…

В Афгане мы ходили в моджахедовской одежде, отращивали бороды, изучали язык… На некоторых фотографиях смотришь и сам себя не узнаёшь.

Первый бой всегда самый яркий, пусть я и мало что понимал. Мы захватили караван моджахедов в декабре 1986 года, там было девять машин, огромная партия наркотиков, оружие. Всего я участвовал в захвате семи караванов. В основном они перевозили наркотики, оружие (винтовки, мины, патроны…) и медикаменты. Часто шли в караванах документы с ценной для нас, для разведки, информацией.

Мы обычно с юмором к делу подходили. Иногда нам из каравана что-нибудь перепадало… Свитер какой-нибудь на себя наденешь, японский. Но особенно запомнились японские аудиокассеты, студийные — у нас не было таких хороших записей. Старались отправлять такие кассеты на родину, ребята там очень просили. Перевяжешь ленточкой, как открытку, и в конверт — бывало, доходили.

Батальон у нас многонациональный был: ребята с Кавказа, из Азии, с Урала, мусульмане, православные… На Новый год устраивали свой «Голубой огонёк», и каждая национальность делала свой стол, свои блюда, свои песни и танцы — весело. Но это только в том случае, если мы в наряд не уходили. Что самое удивительное, в советское время народы очень дружны были между собой. Один раз только столкнулись, подрались у нас ребята. Но мы старались не допускать этого, всегда считали и молодым объясняли: у нас тут одна национальность — спецназ.

Всё-таки ребят в спецназ брали лучших: умные, здоровые парни, с уровнем образования не ниже техникума. И очень трудно было удержаться, доказать, что ты достоин служить здесь. В учебке, бывало, отправляли в другие войска, если не подходишь. А в самом Афгане случаев таких почти не было. Там ведь главная задача — остаться живым и не опозориться, не стать предателем и не спасовать, чтобы на Родине не сказали, что ваш сын — трус».

Сегодня Игорь Михайлович по- прежнему живёт в Талице, преподаёт в местной школе и занимается военно-патриотическим воспитанием. В Афганистане он служил 19 месяцев.

Сюжет

Афганский излом
«Областная газета» представляет серию публикаций, посвящённых 25-летию вывода советских войск из Афганистана.

Областная газета Свердловской области