В Екатеринбурге представили «Купание красного коня» и другие шедевры Третьяковки

Зельфира Трегулова возле картины Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Зельфира Трегулова возле картины Петрова-Водкина «Купание красного коня». Фото: Яна Белоцерковская

Сегодня в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка «Дар Казимиры Басевич музеям России». В рамках экспозиции представлена картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» и ряд других экспонатов Третьяковской галереи. Выставку открыла директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Эта история - не только и не столько про картину, которую, безусловно, знают все. Она про судьбу трёх женщин, усилиями которых «Купание красного коня» и другие картины стали всеобщим достоянием.

Сложно представить, но коллекция была сохранена в обыкновенной двухкомнатной квартире в Свердловске.

Итак, родоначальница коллекции - Казимира Басевич. Казимира Константиновна начала собирать свою коллекцию с 1945 года. Её основу составляли работы Бенуа, Коровина, Рериха, Кустодиева и других. Также Казимира Басевич познакомилась с вдовой Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая продала «Купание красного коня» и ряд других работ художника в коллекцию Басевич.

- Всё, что мы знаем о Басевич, мы знаем благодаря жительнице Екатеринбурга Рэне Лотарёвой. Хорошо, что мы смогли восстановить её биографию, потому что её дар нашему музею бесценен, - рассказывает Татьяна Юткевич, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи.

Рэна Лотарёва

Рэна Лотарёва

Басевич завещала всю свою коллекцию Третьяковской галерее, но не хотела расставаться с ней при жизни. Согласно её воле, в 1973 году коллекцию в Третьяковскую галерею начала передавать её племянница, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарёва. Она передала семь работ, а оставшиеся 17 передала в 2017 году Рэна Лотарёва.

Завещание Казимиры Басевич

Завещание Казимиры Басевич

- Картины хранились в обычной «двушке» в Свердловске, - рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - История этой выставки - это история о человечности. Рэна могла продать хотя бы одну работу и решить все свои бытовые проблемы, но она этого не сделала, сохранив коллекцию для нас с вами. Она умерла всего несколько месяцев назад, так и не увидев эту выставку...

Зельфира Трегулова в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Зельфира Трегулова. Фото: Яна Белоцерковская

«Купание Красного коня» крайне редко покидает Третьяковскую галерею.

- За последнее время это была только выставка «Россия!» в музее Гуггенхайма, Нью-Йорк. Эту выставку тогда посетил Владимир Путин, и я водила его по экспозиции. Но мне тогда стоило немалых усилий вывезти картину из Третьяковки. Но когда возникла задумка делать эту выставку, директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин сказал, что без этого шедевра Петрова-Водкина просто не может быть. Мы нашли возможности, чтобы картина была здесь. И сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу экспозиция-ретроспектива Петрова-Водкина представлена без этой картины, - добавляет Зельфира Трегулова.

- Такая выставка должна была быть открыта в Третьяковской галерее, потому что именно мы получили 34 картины, -рассказывает Татьяна Юткевич, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи. - Поэтому удивительно, что эта выставка открывается именно здесь - но коллеги из Екатеринбурга очень хотели, чтобы это событие случилось. Впрочем, это вполне логично: москвичи могут видеть эти шедевры каждый день, и я рада, что сейчас жители Екатеринбурга смогут познакомиться с этими шедеврами. Тем более, что в сохранении этой коллекции такую важную роль сыграл Екатеринбург. 

Областная газета Свердловской области