Многие школьники и студенты считают, что вести конспекты необязательно. Но во время подготовки к контрольным и зачётным неделям им приходится кусать локти – мало кто обладает совершенной памятью. Автор «СверхНовой» на себе опробовала несколько вариантов конспектирования, которые помогут держать записи с лекций в порядке.
1. Метод боксов
Суть заключается в том, чтобы каждый смысловой блок лекции заключать в отдельный квадрат. Перед началом занятия возьмите лист бумаги удобного формата и начертите несколько прямоугольных боксов. Чтобы конспект не воспринимался как таблица, лучше расположить их хаотично. Для удобства я дополнительно выделяла границы блоков разноцветными маркерами. «Боксы» позволят вам сфокусироваться на отдельном аспекте темы и не перепрыгивать с одного на другое. Восприятие информации становится проще, когда факты не путаются между собой – их удобнее запоминать. Кстати, можно сделать отдельный блок для вопросов, возникающих во время лекции. Метод лучше всего подходит для фиксирования дат, фамилий и иностранных слов.
2. Метод ментальных карт
По правилам этой техники начинать записи нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке, прямо по центру страницы, укажите главное понятие, о котором пойдёт речь в конспекте. Вокруг основного тезиса записывайте ключевые слова и идеи, соединяя их с основной мыслью стрелками. Чтобы ответвления выделялись, запаситесь цветными ручками, минимум трёх цветов. Метод ментальных карт особенно удобен, когда преподаватель говорит сумбурно и скачет с темы на тему – в любой момент можно вернуться и дополнить тот или иной тезис.
3. Метод красной строки
Это самый привычный для большинства способ ведения конспектов. Каждая новая мысль записывается с красной строки, так она приобретает значимость. Разделы могут заключать в себе отдельные подпункты с дополнениями, выделенными звёздочками, кружочками, цифрами. Все записи можно вести одной ручкой, поэтому вам не придётся тратиться на дополнительную канцелярию. Метод красной строки – простой и удобный способ конспектирования, который придётся по вкусу тем, кто не любит схем. Этот вариант также подходит школьникам и студентам с размашистым почерком, не умещающимся в «боксы». Деление материала на абзацы не занимает много времени, поэтому вы точно не упустите на лекции ничего важного. Если кто-то из ваших преподавателей слишком быстро говорит, то выбирайте метод красной строки.
4. Использование техники
Конечно, таскать с собой тяжёлые ноутбуки и планшеты неудобно, но зато эффективно. Вся необходимая информация всегда будет у вас под рукой – нужно только найти Wi-Fi. В любой момент вы сможете скачать электронный учебник, произвести расчёты, исправить ошибки в конспектах. Перед использованием девайсов обязательно поинтересуйтесь у преподавателя, как он относится к ноутбукам на парте: вдруг педагога раздражает «стучание» кнопок или он планирует собрать тетради с конспектами на проверку в конце семестра.
5. Метод Корнелла
Способ эффективный, но мне он показался неудобным – слишком много времени приходится тратить на подготовку. На тетрадном листе проведите две горизонтальных линии: одну вверху, вторую — внизу, под линией должно умещаться пять-шесть предложений. Затем разделите лист на две части по вертикали: правая колонка должна быть в два раза шире левой. Правая часть будет предназначена для заметок, левая — для мыслей и вопросов по лекции, в нижней части расположится резюме. Такой способ позволяет структурировать основные тезисы, но при его использовании можно запутаться в столбцах и пропустить часть времени от лекции, разбирая свои записи. Метод подойдёт, если ваш преподаватель на лекциях разговаривает спокойно, либо если вы сами перерабатываете информацию взятую, например, в учебнике.
- Опубликовано в №181 от 04.10.2019