Молодой композитор — о «мемах» как фольклоре и «Грибах» с точки зрения профессионала

«Слушатели не связывают искусство с жизнью. Уже созданы произведения, которые могли бы поменять мир. Если бы мы следовали заповедям композиторов, то жили бы в раю». Фото из личного архива Романа Цыпышева

«Слушатели не связывают искусство с жизнью. Уже созданы произведения, которые могли бы поменять мир. Если бы мы следовали заповедям композиторов, то жили бы в раю». Фото из личного архива Романа Цыпышева

Роман Цыпышев – молодой уральский композитор, который придерживается традиционных канонов в своём творчестве и в то же время не боится экспериментов. Он только начинает свой профессиональный путь в карьере, чем и интересен нам, школьникам и студентам. Несмотря на то, что Роман – молодой автор, он уже завоевал уважение в профессиональной среде на Урале: в Союзе композиторов нам сразу сказали, что это – яркий представитель нового поколения. Роман поделился со «СверхНовой Эрой» размышлениями о сложностях и прелестях своей профессии, а также рассказал, о чём сегодня пишут музыку композиторы и чем хороши популярные песни.

– Создание музыки кажется обывателям каким-то таинством. Как происходит этот процесс?

– Таинство – очень правильное слово. Сначала музыка приходит интуитивно. Уже потом, с опытом, начинаешь высказывать с помощью музыки свою позицию. Всё серьёзно и осознанно происходит в консерватории. Там ты чувствуешь себя уже молодым композитором, профессионалом, там всё сконцентрировано на работе. Музыка начинает занимать большое место в жизни, ведь во время учёбы пишешь постоянно. Всё нацелено на написание дипломного сочинения для оркестра, которое исполняется в консерватории. Это старая традиция, приятно, что она сохраняется.

– Какой ваш концерт вам больше всего запомнился?

– Это было на госэкзамене. Люди пришли послушать сухой академизм, а мне захотелось дать им что-то другое. Случайно я увидел в Интернете видео, на котором записаны низкие утробные звуки, якобы из-под земли, как будто труба звучит. Мне это показалось интересным композиторским материалом. У меня был симфонический оркестр и огромный хор, который сидел в зале. По замыслу, этот звук звучал во всем мире, и каждый его слышал. Звучали эти «трубы», потом вступал оркестр, и солисты начинали петь. Исполнялась сура на арабском языке, басом звучала мантра… Я на арамейском языке читал «Отче наш», а хор в зале выступал от лица человечества. Получилась перекличка, всеобщая молитва, слияние всех религий. На пятнадцать минут я создал идеальную, на мой взгляд, модель человечества.

– Сложно ли вообще жить в мире звуков, когда музыка – это профессия?

– Для меня какофонии уже не существует, я прослушал уже слишком много композиций. Я думаю, что по восприятию те, кто ничего не понимают, и профессионалы находятся примерно в одном положении, сложнее тем, кто посередине, их бросает из стороны в сторону. Интересно, что через музыку я стал лучше понимать литературу, поэзию, кино.

– Кстати о фильмах, вы писали музыку для фильма «Дерево счастья». Расскажите, как проходит процесс создания саундтрека для киноленты?

– Я писал для короткометражного фильма молодого уральского режиссёра. Он мне дал уже практически готовую картину, и я очень быстро эту музыку сделал. Это был немой фильм, поэтому для него было очень удобно писать. Сейчас бы я, конечно, сделал по-другому, написал бы что-то очень прозрачное, нейтральное. У меня было очень много музыки в этом фильме, я создал целую симфонию (улыбается). Но опыт интересный.

– Вы в своём творчестве используете народные,  фольклорные мотивы. Почему вам это интересно?

– Меня действительно очень интересует народное творчество, причём как архаическое, так и современное. Ведь даже мемы, демотиваторы, которые есть в Интернете, можно смело назвать народным творчеством нашего времени. У меня есть произведение, которое я написал как бы на фольклорной основе, создал иллюзию народного творчества. Это музыка для хора, она не самая простая. Мне не нравится хоровая музыка, которая существует сегодня, поэтому я попытался сделать что-то своё.

– А как относитесь к современной музыке, рассчитанной на широкого потребителя?

– Люди часто любят говорить о том, что раньше было хорошо, а сейчас какая-то ерунда. Но во все времена было и плохо, и хорошо. Просто история сделала отбор для нас и оставила самое лучшее, поэтому у нас складывается впечатление, что раньше все были исключительно гениями. А из современного людям приходится выбирать самим. Нужно слушать музыку и делать выводы. Есть теория трёх щелчков: начинаешь слушать песню, потом переключаешь в середину, а затем – в конец. Если тебя ни на каком моменте не зацепило, значит, забудь эту вещь.

– Сами популярные песни слушаете?

– Я специально не выискиваю музыку, она попадается случайно. Мы с другом часто анализируем современные песни с профессиональной точки зрения, это очень интересно. Не знаю, все ли популярные исполнители знакомы с нотами, но для меня это не имеет никакого значения. Некоторые из них меня впечатляют больше, чем академические композиторы. У профессионалов есть некоторое пренебрежение к популярным исполнителям, но только вот они о нашем существовании даже не подозревают, а мы пытаемся всячески их поддеть. Из последнего прослушанного мной, удивитесь, мне очень понравилась группа «Грибы», у них такая профессиональная работа со звуком, что многим академическим музыкантам даже и не снилось. Антоха MC снимает потрясающие клипы, хотя на первый взгляд кажется, что нет ничего особенного. Во многих вещах мы можем позавидовать популярным исполнителям.

  • Опубликовано в №044 от 16.03.2018
Областная газета Свердловской области