Молодой режиссёр из Екатеринбурга Андрей Григорьев окончил Екатеринбургский государственный театральный институт только в этом году. Но его имя уже стало нашумевшим. Сначала Андрей снял фильм, который взяли в прокат 11 кинотеатров страны, а теперь выиграл грант в полмиллиона рублей на молодёжном форуме «Утро». На эти деньги он планирует снять новый фильм.
Фильм будет о
Все твои фильмы документальные. Думаешь, на них можно заработать?
Почему нет? Если фильм хороший, кинотеатры могут взять его в прокат, также можно продать картину для трансляции по телевидению. Фильм про Эмира Кустурицу «Балканская звезда» показали в 11 кинотеатрах страны. Её посмотрели 2500 зрителей. Сейчас мой фильм остаётся в вечности на видеохостинге «YouTube».
Ты снимаешь кино, но выучился на драматурга. Начинал с пьес?
Да, но когда пишешь пьесы, всегда хочется, чтобы результат был уже завтра, а это затруднительно. В этом плане писать сценарии для кино интереснее, хотя Николай Коляда прекрасно придумал. Если он видит потенциал у студента, ставит пьесу у себя на сцене. Приглашает людей, продаёт билеты. Ты ходишь такой радостный, потому что до этого сидел в своей комнате, что-то писал в стол. А тут пришли зрители. У меня так было на первом курсе. Сначала поставили мою пьесу «Рюмочная», потом «Женщину-облако», «Эйфи» я ставил сам.
Когда ты познакомился с Николаем Колядой?
В 16 лет я попал к нему на репетицию спектакля «Клаустрофобия». Мне так понравилось, что я сходил ещё на три прогона. В какой-то момент, после сдачи спектакля, меня и переклинило. Просто что-то понял про театр... А потом я стал студентом Коляды.
Два твоих фильма связаны с темой Сербии. На сайте «ВКонтакте», в графе родной город, пишешь сербское местечко, хотя ты екатеринбуржец. Откуда такая любовь к этой стране?
Всё началось с фильма про сербского режиссёра Эмира Кустурицу «Балканская звезда». Мы были в его родных местах. В ходе работы вышли на поверхность темы, касающиеся войны в Югославии. У меня остался осадок, как будто я что-то недосказал... Захотелось продолжить тему. Сейчас я снимаю фильм про Косово для одного киноальманаха. В нём задействованы молодые кинематографисты из киноакадемий разных стран.
Ты говоришь по-сербски?
Я выучил его за время общения с Кустурицей. Когда ты приезжаешь в место во второй или в третий раз, на тебя люди смотрят косо, если ты до сих пор не знаешь их язык. В принципе сербский нетрудный, он в группе славянских. Я просто запоминал слова, которые звучали в речи. В Косово я уже мог работать без переводчика.
Ты жалеешь о кадрах, которые упущены?
Конечно, жалею. Кустурица рассказывал, что монтажную комнату ещё называют комнатой плача. Там ты хватаешься за голову, потому что уже нельзя ничего поменять. Режиссёр должен знать много вещей заранее.
Ты часто вспоминаешь своих учителей. Ты многому научился у Кустурицы?
Да, он великий кинемеатографист и человек. За ним интересно наблюдать. Он успевает делать по восемь дел в день одновременно. Строительство города, съёмки фильма, подготовка нового фильма, спектакль, переговоры на тему организации фестиваля... Не понимаю, как он это делает? У него в голове киноконцерн!
Смог бы ты так?
Хотел бы и думаю, что со временем смогу. Но пока ещё не сегодня.