По щучьему веленью

Фото: Алексей Кунилов

Фото: Алексей Кунилов

  • Опубликовано в №197 от 24.10.2015

В советское время гаринские рыбные консервы и копчёная рыбка славились на всю область. Больше десяти лет назад завод закрылся — держать его в в удалённой северной территории стало невыгодно. Тогда коренная жительница посёлка Галина Долгих, на глазах которой разваливались цеха, собрала семейный совет и предложила родным вырастить домашнее увлечение рыбалкой до промышленных масштабов.

Семейный подряд

Открыть своё дело Галина Долгих решилась 13 лет назад. Четверть века она проработала в Гаринской больнице операционной сестрой, а после выхода на пенсию по выслуге лет стала искать, куда бы ещё направить свою энергию.

Стать предпринимателем Галине помогла... оптимизация кадров в больнице: после сокращения ставки медицинский работник вышла на пенсию и решила начать бизнес. Фото: ok.ru

— Начали не с рыболовства, а с давно проверенного направления — мясо-молочного животноводства, — делится героиня. — Объединили в одно три подворья — наше с мужем и семей сына и сестры. На всех было три лошади, четыре свиньи и пять коров, а из техники — два трактора, косилка и пресс для сена.

Главой крестьянско-фермерского хозяйства семья назначила Галину. Взяли кредит, отремонтировали и обустроили старую ферму недалеко от посёлка. Молоко и мясо местные покупали охотно, и через два года семья решила заняться и реализацией рыбы. Всё оказалось не так просто. Порасспрашивав местных старожилов, семья Долгих начала скрупулёзно собирать документы: получила разрешение на вылов в ближайших озёрах, провела экспертизу воды в екатеринбургской лаборатории (подтверждать качество надо ежегодно), получила ветеринарное свидетельство, закупила холодильники для хранения улова. Удочки, сети и фитиля взяли в руки муж, сын и свояк Галины. Команду из десятка наёмных рабочих подбирали долго: энтузиазм у них почему-то быстро пропадал. Промышленное рыболовство — это не любительская рыбалка. На озёрах нужно находиться практически круглый год, кроме мая, когда у рыбы нерестовый период.

Клюёт!

Супруг Галины Владимир Долгих вместе с работниками уезжает на озёра на несколько дней: ближайший водоём — в 50 километрах от дома. Фото: Галина Долгих

В удачные годы объём улова в хозяйстве Долгих переваливал за сто тонн. В этом году предприниматели начали осваивать квоту только осенью: озеро Русское, как говорят старожилы, должно отдохнуть.

— Это озеро — главный поставщик карасей. Здесь мы рыбачим чаще всего. На озёрах Сава и Долгое рыбы меньше, но она разнообразней — клюют щуки, окуни, плотва, лещи, — рассказывает Галина. — Сортируем улов на месте, а потом увозим на предприятие: летом — на гусеничных танкетках, зимой — на снегоходах. Что-то реализуем сразу, остальное охлаждаем и замораживаем. Цены стараюсь не загибать: всё идёт на стол к моим же землякам. Караси и язи — по 50 рублей за килограмм, щука — по 70.

Рыбу отпускают и по несколько килограммов — к обеденному столу, и по несколько тонн — заказчики ездят со всей области, а один раз за уловом приехали из Челябинска.

— Местная рыбка сегодня в почёте, отправляем небольшие партии в магазины Гарей, Серова, Каменска-Уральского. Возить самим невыгодно. Даже от хорошего места на Областном рынке на Громова в Екатеринбурге пришлось отказаться: шесть часов в дороге и большие расходы на транспорт, — говорит предприниматель. — Зато сельскохозяйственные ярмарки стараемся не пропускать. В соседних городах нас уже узнают, а иногда даже пользуются нашим «брендом». Как-то звонят из Краснотурьинска и говорят: «Тут люди стоят, торгуют от имени твоего хозяйства». Кто это был — до сих пор не знаю.

Товарооборот, по словам предпринимателя, значительно вырос после того, как в округе построили автомобильный мост через Сосьву и взялись за ремонт дорог. Но вместе с ними стало больше и тех, кто приезжает за дарами природы без соответствующего разрешения.

— Местным запрещают сидеть с удочкой, а с иногородних мало спроса. А за состояние озера отвечать нам: чистить береговую зону (а это около 10 километров) от мусора и топляков, скашивать траву. Неосвоенных угодий на севере области много, а вот желающих с умом разрабатывать их — единицы.

Сейчас Галина мечтает о собственном цехе по переработке рыбы. Предприниматель надеется приблизить объёмы и качество заготовок к советскому уровню, когда рыбзавод в Гарях ещё существовал. Чтобы открыть такой цех, нужна круглая сумма, но рисковать и снова залезать в банковские кредиты предприниматели не решаются — надеются на поддержку государства в виде долгосрочных субсидий.

— Наш округ может стать привлекательным для инвесторов, но пример им должны показать сами гаринцы. Я с детства знала, что останусь только на родной земле. Мама всю жизнь работала дояркой в совхозе, и мы, дети, всё время ей помогали. Как раньше говорили — «ели от своих рук своим трудом заработанное». По-моему, золотые слова.

Кстати

На минувшей неделе состояние рыбной отрасли стало темой для обсуждения на областном и федеральном уровне. В понедельник президент Владимир Путин заявил о необходимости развивать рыбохозяйственную отрасль в России. Несколькими днями ранее председатель правительства Свердловской области Денис Паслер поручил разработать карту водоёмов региона, пригодных для разведения рыбы — «ОГ» писала об этом 16 октября 2015 года. Пока же объёмы продукции, поставляемой рыбоводческими предприятиями области, позволяют обеспечивать рыбой местных жителей меньше чем на один процент от медицинской нормы, которая составляет 20 килограммов в год.

Сюжет

«Дело за малым»
Рассказываем о людях из небольших населённых пунктов, которые ведут свой маленький бизнес и стали незаменимыми для земляков.

Областная газета Свердловской области