На недавнем годовом собрании акционеров ПАО «Газпром» глава екатеринбургской «дочки» Алексей КРЮКОВ рассказал о результатах, которых «Газпром трансгаз Екатеринбург» достиг в рамках проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ). По словам гендиректора компании, помимо экспорта СПГ (сейчас он поставляется в Казахстан) у компании есть серьёзные планы по освоению внутреннего рынка. Подробнее о них Алексей Крюков рассказал в интервью «Областной газете».
Сила инженерной мысли
С Алексеем Вячеславовичем мы встречаемся на газораспределительной станции (ГРС) №4 города Екатеринбурга, где в 2014 году были получены первые полторы тонны СПГ (мощность установки – три тонны в час). Гендиректор тут же решает провести для представителей «Областной газеты» экскурсию, подробно рассказывая о каждом блоке и об уникальности технологии, которая позволяет получать сжиженный газ по более низкой цене.
– Газ по магистральным трубопроводам обычно идёт под давлением порядка 50 атмосфер, а на выходе к конечному потребителю давление снижается до 6–8 атмосфер. Этот процесс (дросселирование) сопровождается выделением энергии, которая сильно охлаждает газ. На некоторых старых ГРС это хорошо заметно, там выходные газопроводы даже летом покрыты толстой коркой льда. Раньше эта энергия никак не использовалась. Примерно в 2007 году наши инженеры решили, что эту энергию можно не выбрасывать в атмосферу. С помощью специальной установки её можно преобразовать в электроэнергию и использовать для получения сжиженного газа, – рассказывает Алексей Крюков. – Таким образом, коэффициент полезного действия повышается, и мы получаем более дешёвый ресурс для производства СПГ, за счёт чего снижается и цена конечного продукта. Сегодня его себестоимость порядка 7–8 рублей за килограмм, при производстве СПГ по традиционной технологии эта цифра будет примерно в три раза выше.
В Свердловской области благодаря «Газпром трансгаз Екатеринбург» СПГ сегодня уже получают жители Староуткинска. В рамках договора с правительством региона в посёлок его доставляют специальными метановозами и везут на установку регазификации (превращения в обычное газообразное состояние), откуда голубое топливо и поступает в дома и на объекты социальной инфраструктуры в обычном газообразном виде. Стоимость газа для конечных потребителей такая же, как в квитанциях жителей соседних газифицированных территорий.
– Такие установки целесообразно использовать на промышленных предприятиях или в небольших населённых пунктах, где не очень большой расход газа. Численность населения может варьироваться примерно от двух до 30 тысяч человек. Действительно, у нас есть планы по беструбопроводной газификации таких территорий, сейчас наши специалисты просчитывают, насколько это экономически эффективно, – пояснил Алексей Крюков.
Справка «Облгазеты»
Алексей Вячеславович Крюков родился в 1976 году в Краснотурьинске. Окончил Уральский государственный технический университет по специальности «турбостроение». В структурах Газпрома работает больше 20 лет.
В 1998 году пришёл на работу в Вуктыльское линейное производственное управление магистральных газопроводов предприятия «Севергазпром» (с февраля 2008 года — ООО «Газпром трансгаз Ухта»). Работал в разных должностях, начиная с инженера по эксплуатации оборудования газовых объектов.
В 2008–2014 годах возглавлял Воркутинское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта», в 2014–2017 годах – заместитель гендиректора по эксплуатации газопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта». «Газпром трансгаз Екатеринбург» возглавил в сентябре 2017 года.
Мощности растут
Но пока самым ярким проектом остаётся сотрудничество уральских газовиков с Казахстаном. Первый в истории контракт на поставку российского малотоннажного СПГ в соседнее государство был подписан в 2016 году, а торжественная отгрузка дебютной партии состоялась на ГРС №4 города Екатеринбурга в январе 2017 года. Сейчас газ поставляют в Астану (ныне – Нур-Султан) и в населённый пункт Боровое, где расположен крупный гостиничный комплекс, который «питается» СПГ, привезённым со Среднего Урала. Первым же потребителем топлива в рамках проекта по беструбопроводной газификации стал «Назарбаев Университет», затем к нему подключились Национальный космический центр, Военная академия министерства обороны и «Назарбаев интеллектуальные школы». Отельный комплекс Rixos Borovoe был переведён на экологическое топливо с началом отопительного сезона 2018–2019 годов.
За год объёмы экспорта произведённого на Урале СПГ выросли почти втрое. В частности, в 2018 году этот показатель составил 7,7 тысячи тонн. По словам руководителя «Газпром трансгаз Екатеринбург», казахская сторона просит увеличить объёмы поставок как минимум в два раза. Согласно протоколу о намерениях, поставки СПГ в Казахстан к 2020 году могут вырасти до 320 тысяч тонн в год.
В планах компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» на ближайшую перспективу – строительство комплекса по производству СПГ в Нижнем Тагиле. Как уже писала «Областная газета», проектирование этого объекта планируется начать уже в 2020 году.
– Строительство мы будем вести в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Если установка в Екатеринбурге рассчитана на производство 3 тонн СПГ в час, то в Нижнем Тагиле хотим сделать на 5 тонн. На комплексе в Екатеринбурге работает 50 человек, в Тагиле будет создано больше рабочих мест. Планируем установить три линии, будем использовать разные технологии.
– А почему именно Тагил? Есть ли для этих мощностей рынок сбыта?
– У Нижнего Тагила большой часовой расход газа на газораспределительной станции. Поэтому даже в летний период, когда не тратится много газа на отопление, можно вырабатывать большие объёмы СПГ и перемещать его в ёмкости для хранения.
А что касается рынка сбыта – это предприятия горно-металлургического комплекса, использующие карьерные самосвалы. Кроме того, заинтересованность в СПГ уже проявили Российские железные дороги. Никто не отменял и беструбопроводную газификацию региона. Так что со спросом проблем возникнуть не должно.
– Значит, сжиженный газ может быть использован и как газомоторное топливо?
–- Конечно, тем более что потребители начали понимать, в чём преимущество СПГ, например, перед компримированным природным газом (КПГ – сжатый природный газ, находящийся под давлением 200-220 Атм). Заправка машины КПГ может идти до часа. С СПГ ситуация обратная. Этот процесс занимает меньше минуты. Во-вторых, толстостенные баллоны требуют периодического обслуживания со стороны потребителей. Но у нас нет таких сервисов, чтобы вы приехали, и вам за 15 минут всё сделали.
Мы считали эффективность перевода на газ такого мощного автомобиля, как Toyota Land Cruiser: расход бензина у этой машины довольно высокий, а при установке специального криобака для СПГ владелец транспортного средства может перемещаться без дозаправки на расстояние до 800 километров.
Это, кстати, может быть интересно и для городского транспорта, и для магистральных тягачей, и для карьерной техники. Я рассказывал об этой идее в Челябинске, там власти уже заинтересовались.
– А по Свердловской области есть уже какой-то план по заправкам?
– Пока нет. Вопросы, связанные с развитием рынка газомоторной техники, очень сложные, они решаются не так быстро, как хотелось бы. Но в случае с СПГ нужно бежать впереди паровоза. Сейчас Екатеринбург выиграл право проведения всемирной Универсиады, начнётся активное строительство новых объектов, безусловно, будет развиваться и экологически чистый транспорт. В случае если появится план построить заправку на сжиженном природном газе – мы готовы подключиться к такому проекту.
КАДРЫ
Разработки «Газпром трансгаз Екатеринбург» в области малотоннажного производства СПГ – плод труда высококвалифицированных инженеров предприятия. По линии производства СПГ уральская газотранспортная компания продолжает совершенствовать свои технологии. А кадры в Обществе начинают готовить ещё со школьной скамьи.
– В районе деревни Черданцево (Сысертский ГО) мы построили Центр развития инженерных компетенций, куда приезжают на обучение наши специалисты разного профиля, – рассказывает Алексей Крюков. – Кроме того, у нас есть свой «Газпром-класс» в одной из школ Екатеринбурга, который мы патронируем. Талантливых ребят начинают вести наши кадровики: мы направляем их в институты, с первого курса они начинают с нами сотрудничать, а потом мы подыскиваем им рабочие места. Сейчас таких контрактников у нас в разных вузах порядка 30.
– Большой конкурс на место в Газпроме?
– В Екатеринбурге по инженерным специальностям – примерно 5 человек на место. На рабочие специальности, конечно, такого ажиотажа нет. В соседних регионах, например, в Оренбуржье и Курганской области, ситуация сложнее – в отдельных территориях присутствия компании есть даже нехватка руководящего состава.
- Опубликовано в №119 от 10.07.2019 под заголовком «Со спросом проблем возникнуть не должно