Минюст намерен разрешить частным коллекторам собирать судебные долги наравне с приставами. Об этом недавно сообщила «Российская газета» со ссылкой на министра юстиции Александра Коновалова. Сообщалось, что частные компании будут допущены к взысканию долгов в порядке эксперимента. Коновалов не уточнил сроки начала эксперимента, и в каких регионах он будет проходить.
При этом сам министр же и отметил, что деятельность коллекторов требует регламентации, так как они зачастую превышают свои полномочия. Вообще-то специалисты, которые ежедневно имеют дело с жалобами граждан на действие коллекторов, высказываются по этому поводу гораздо резче: «Безжалостное отношение к заёмщикам стало визитной карточкой коллекторских агентств».
Для того чтобы научиться грамотно противостоять коллекторам, необходимо уяснить несколько правил. О них расскажет эксперт «ОГ» Евгений РЯКИН, управляющий партнёр компании «Кредитный Советник».
Во-первых, нужно знать, что коллекторское агентство это обычная «ОООшка», такая же, как магазин одежды или, например, кафетерий. Это означает, что у коллекторов столько же полномочий, сколько у продавщицы или официанта. Законодательства о коллекторской деятельности не существует, прав на совершение исполнительских действий у них нет.
Во-вторых, нужно понять, что представляют собой коллекторы. Чаще всего это молодые люди со средним образованием. Для того чтобы стать профи, им необходимо выучить основные «страшилки» и научиться грозным голосом их проговаривать по триста-четыреста раз в день. Пытаться донести до них свои проблемы бессмысленно они слышат одни и те же оправдания сотни раз в день, и на них это уже не действует.
В-третьих зарплата коллектора чаще всего сдельная: проценты от суммы долга. Чем больше людей они обработают и запугают, тем больше им перепадёт. Поэтому они будут любыми способами давить на заёмщика, запугивать его, обманывать, вынуждая произвести платёж.
Не секрет, что коллекторы покупают целые пакеты долгов, а это десятки тысяч просроченных обязательств. Причём покупают по стоимости в
Положение осложняется тем, что у коллекторов всё же есть право требования долга, причём с процентами и неустойкой. В любой момент коллекторское агентство может передать дело в суд и обязать взыскать всю накопившуюся сумму. Поэтому заёмщикам нельзя «прятать голову в песок» в надежде, что всё само собой образуется.
Юристы дают несколько рекомендаций, как правильно общаться с коллекторами.
Во-первых, никаких разговоров по телефону, никаких оправданий. Только официальная переписка.
Во-вторых, необходимо изучить кредитную документацию, возможно, найти слабые стороны в кредитном договоре, что случается довольно часто. Это позволит снизить размер задолженности.
В-третьих, нужно выводить решение проблемы в судебную плоскость либо решать её в досудебном претензионном порядке. Это не даст размеру долга увеличиваться, а, если коллекторы всё же будут начислять неустойку и проценты, то в судебном порядке эти суммы можно будет значительно снизить.
Главное знать, что наличие задолженности не делает вас бесправными. Если вы считаете требования коллекторов завышенными или несправедливыми, то лучше решать этот вопрос в судебном порядке. И аргументов в вашу пользу будет более чем достаточно.