"Челябург" или "Екателябинск"? ВСМ между городами-миллионниками начнут строить в 2020 году

Министр экономики Челябинской области Сергей Смольников: "На одном из последних подобных мероприятий коллега из соседнего региона подошёл и спросил: «Ты опять будешь про свою электричку рассказывать?». Таки да, коллеги". Фото: Владимир Мартьянов

Министр экономики Челябинской области Сергей Смольников: "На одном из последних подобных мероприятий коллега из соседнего региона подошёл и спросил: «Ты опять будешь про свою электричку рассказывать?». Таки да, коллеги". Фото: Владимир Мартьянов

В 2018 году будет подписано концессионное соглашение по строительству высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, затем два года уйдут на проектные работы и прохождение экспертизы. В 2020 году начнётся строительство ВСМ, заявил на ИННОПРОМ министр экономики Челябинской области Сергей Смольников.

От задумки до реализации - более 15 лет

Доклад прошёл в рамках круглого стола "Стратегия пространственного развития макрорегиона". Как отметил вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский, задумки о реализации межмуниципального проекта появились ещё в 2000 году, однако только за последний год произошли реальные подвижки.

- В целом мы оцениваем объём работ, который сделали по обоснованию инвестиций, примерно на 50 процентов. Разработано восемь возможных сценариев трассировки: один выбран для более детальной проработки. Выполнена аэрофотосъёмка, лазерное сканирование местности. По результатам исследований ведётся уточнение объёма капитальных затрат на строительство, - заявил Сергей Смольников.

Фото: пресс-служба министерства экономики Челябинской области

ВСМ будет представлять собой двухпутную железную дорогу для скорости движения до 300 км в час. 96 процентов железнодорожных путей будет построено, 4 процента составят существующие пути. Время в дороге составит 1 час 10 минут. Поезда, которые будут курсировать по магистрали, будут иметь две промежуточные станции – аэропорты Кольцово и Баладино. Ускоренные региональные поезда, которые будут запущены по магистрали, будут дополнительно останавливаться в Снежинске и Сысерти.

Прогноз показывает, что уже на второй год эксплуатации пассажиропоток составит более 2 млн пассажиров в год. Если учесть в расчётах дополнительные маршруты «Нижний Тагил-Челябинск» и «Тюмень-Челябинск», а также перспективные девелоперские проекты, то пассажиропоток может приблизиться к 3 млн.

Экономический эффект

Обсуждая подходы к стратегическому планированию в регионах, эксперты сошлись во мнении, что субъектам РФ нужно разрабатывать проекты, способствующие экономическому росту. ВСМ "Екатеринбург-Челябинск" - один из них. Фото: Владимир Мартьянов

Как ранее писала «ОГ», для реализации проекта было создано хозяйственное партнёрство «Уральская скоростная магистраль», в состав которой вошли три стороны: Челябинская область, Свердловская область (присоединилась к партнёрству в марте текущего года) и инвестиционная группа RWM Capital. РЖД участвует в реализации проекта в качестве стратегического партнёра: подписано соглашение о сотрудничестве, создана специальная рабочая группа, которую возглавил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

Сергей Смольников заявил, что проект позволит ускорить развитие двух крупных промышленных регионов и всего Урала в целом. Он учтён в первом этапе программы развития ВСМ в «Москва-Пекин». По оценке Центра экономики и инфраструктуры, в случае запуска коридора «Москва-Екатеринбург-Челябинск-Астана-Пекин» спрос на перевозку грузов может составить около 55 пар поездов в сутки. С каждым годом объёмы перевозок будут расти.

Ожидается, что на этапе строительства совокупный прирост валового регионального продукта составит 230 млрд рублей, а в первые 10 лет эксплуатации магистрали ВРП двух субъектов увеличится на 1,2 трлн рублей.

Третья столица

Эксперты отметили, что в после запуска ВСМ по сути создастся «уральская агломерация» - объединение двух городов-миллионников, где будет проживать около 4 млн человек, которое "по праву может претендовать на статус "третьей столицы".

- Осталось только придумать, как нас назвать - "Челябург" или "Екателябинск", - пошутил Александр Высокинский.

Институт экономики УрО РАН, которым руководит Юлия Лаврикова, принимал непосредственное участие в разработке стратегии развития Екатеринбурга. Фото: Владимир Мартьянов

За счёт формирования уральского «созвездия» (такой термин предложено использовать вместо «агломерации») ожидается рост производительности труда, среднедушевых доходов населения и выравнивание экономики регионов. Чтобы спланировать механизмы воплощения планов в жизнь - необходимо разработать стратегию развития.

- Сейчас предстоит определить экономические специализации территорий в УрФО, а на основе этого – продумать размещение предприятий, систему расселения трудовых ресурсов и приоритеты развития. Понятно, что специализация регионов формировалась десятилетиями и даже столетиями, но сегодня в разных секторах экономики возникают новые высокотехнологические направления деятельности, которые тоже нужно учитывать, - отметила врио директора Института экономики УрО РАН  Юлия Лаврикова.

Сюжет

Иннопром
ИННОПРОМ — международная промышленная выставка в России. Проводится в Екатеринбурге с 2010 года.

Областная газета Свердловской области