Крупнейшие российские страховые компании не исключили возможность своего ухода с рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), если не повысят тарифы по ОСАГО. В коллективном письме, направленном ими в несколько адресов от Госдумы РФ до первого вице-премьера Игоря Шувалова, они написали, что не могут продолжать данный бизнес, так как это грозит им разорением.
И это при том, что, по данным МВД, количество зарегистрированного в России автотранспорта превысило 50 миллионов единиц, причём около 39 миллионов легковые автомобили. То есть поле для работы страховщиков расширяется. И, по оценке эксперта в сфере автострахования Екатерины Кондрашовой, ситуация не является критической для рынка. «Продажи полисов ОСАГО остаются одним из главных прибыльных сегментов страхового рынка и продолжат приносить прибыль и в 2013 году», считает она. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем при новых условиях страхования автогражданской ответственности.
Напомним, что в Госдуме находится законопроект, который предусматривает постепенное увеличение страховых сумм. Так, выплаты страховщика за вред, причинённый жизни и здоровью потерпевшего, вырастут со 160 тысяч рублей до 500 тысяч на каждого потерпевшего. В свою очередь компенсация за вред, причинённый имуществу, поднимется со 120 тысяч до 400 тысяч рублей. Но в то же время, как обещают в Минфине РФ, когда это произойдёт, тарифы ОСАГО подрастут до 25 процентов, что Российскому союзу автостраховщиков (РСА) кажется недостаточным, и они настаивают на увеличении базовых тарифов более чем на 50 процентов.
Не нравится автостраховщикам и то, что, согласно разъяснениям, данными не так давно Верховным судом и Высшим арбитражным судом, расширен список рисков, по которым страховщики должны платить своим клиентам. К примеру, раньше можно было отказать в выплате страховки, если водитель оставил ключ в замке зажигания. Теперь это не повод для отказа. Также судами рекомендовано осуществлять выплаты без учёта амортизации автомобиля.
Наибольшие же претензии у РСА вызывает то, что на них распространили нормы закона о защите прав потребителей. Им кажется несправедливым, что они наказываются дважды: и законом об ОСАГО, и судами в рамках закона о защите прав потребителей. Но у оппонентов РСА своя правда. И чтоб разобраться в ситуации, нужен небольшой страховой ликбез.
Страховой премией называется та сумма, которую владельцы автомобилей платят страховым компаниям. И в законе об ОСАГО чётко расписано то, как она должна распределяться. Согласно статье 8, часть 2, «доля страховой премии, применяемая при расчёте страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее, чем 80 процентов от страховой премии». Из этих 80 процентов, по постановлению правительства, три отчисляются в резервы. Два это резерв гарантий и один резерв страховых выплат на случай, если страховщик обанкротился. Оставшиеся 20 процентов это расходы страховых компаний на финансирование своей деятельности.
По имеющимся в открытом доступе результатам работы автостраховщиков за 2012 год, которые подписаны президентом РСА Павлом Буниным, сбор страховых премий по ОСАГО увеличился на 13 процентов, до 120,9 миллиарда рублей. Страховые выплаты по ОСАГО выросли на 8,6 процента и составили 61,971 млрд. рублей. Оперируя этими цифрами, произведём простейшие арифметические расчёты:120,9 млрд. рублей х 0,8 = 96,72 млрд. рублей. 96,72 млрд. рублей 61,971 млрд. рублей = 34,749 млрд. рублей. Что порождает вполне законный вопрос: а куда подевались почти 35 миллиардов рублей, которые должны были быть по закону потрачены на возмещение ущерба владельцам автомобилей и потерпевшим?
В письме десяти российских страховых компаний, владельцы которых все сплошь долларовые миллиардеры, говорится о справедливости по отношению к ним. Но чтоб справедливость была полной, хотелось бы услышать что-нибудь насчёт «пропавшего» миллиарда долларов в прошлом году.
Ведь по закону если сумма страховых выплат оказалась меньше, чем 80 процентов от страховых премий, то эти деньги надо переносить в специальный страховой резервный фонд. А потом из него брать средства в случае, когда убытки превысили собранные премии.
Мнения
Вячеслав Тарасов, руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в УрФО:
В письме страховых компаний сказано об увеличении лимитов выплат автовладельцам, например, по ущербу имущества. Но, как отмечают страховщики, мало что известно о том, будут ли повышаться страховые премии. Отмечу также, что крупная страховая компания, работающая по всей стране, не может вообще уйти с рынка какого-либо субъекта федерации. Но эта компания может изменить отношение к региону, например, сократить здесь продажу страховых полисов. Думаю, это вряд ли коснётся Свердловской области, так как для страховых компаний это выгодный регион. Территориальные компенсационные коэффициенты здесь высокие.
Кирилл Форманчук, координатор Федерации автовладельцев России в Свердловской области:
В стране за последние три года, по статистике РСА, наблюдалась разница между собранной и выплаченной страховщиками суммами в среднем около 50 процентов. Забирать себе 50 процентов собранных денег и при этом просить повысить выплаты со стороны автовладельцев это, мягко говоря, непонятная позиция страховщиков. А по поводу сетований страховых компаний относительно решений Верховного суда могу сказать следующее: не нарушайте закон, и на вас в суд никто подавать не будет.
Антон Киреев, менеджер Союза оценщиков Свердловской области:
Многое относительно предстоящих изменений ещё не ясно. Особенно важно, каков будет коэффициент повышения страховых премий. На мой взгляд, его не стоит значительно повышать. Страховщикам и небольшого повышения будет достаточно. Потому что всегда найдутся люди, которые согласятся с выплатами страховых компаний.