Артинским селянам стало некуда девать молоко

коровник

Если решить проблему со сбытом натурального молока не удастся, то селянам придётся снова расставаться с бурёнками. Фото: Алексей Кунилов

В отличие от многих сёл, где коров с каждым годом становится всё меньше, в селе Малая Тавра и деревне Багышково Артинского ГО поголовье скота в личных подворьях выросло в разы: люди начали сдавать молоко на переработку в Михайловск. Однако две недели назад комбинат отказался принимать сырьё у селян. Жители забили тревогу: если они не найдут другой способ сбывать излишки, коров придётся пустить на мясо.

Централизованным закупом молока в этих населённых пунктах занимался потребительский кооператив: его учредитель Константин Иванов сдавал сырьё на Михайловский молочный комбинат вместе с продукцией фермерского хозяйства. Селяне, увидев, что держать скот выгодно, начали увеличивать свои подворья.

— Во многих подворьях сейчас — по две-три коровы, у некоторых — до пяти. Мы держали корову для себя, но сейчас завели ещё двух тёлок, — рассказала «Облгазете» жительница деревни Багышково Людмила Михайлова. — Молоко принимали по 17 рублей за литр, за месяц набегал небольшой, но стабильный доход в 5–7 тысяч рублей. А теперь многие остались не у дел. Продавать молоко больше некуда — люди задумываются о том, чтобы колоть скот.

За год жители артинских селений в общей сложности продали около 150 тонн молока: ежедневно предприниматель забирал по 1,2–1,3 тонны сырья, но в марте молоко с крестьянских подворий перестало интересовать переработчика.

— Сам я пока сдаю молоко по себестоимости, но оно всё равно остаётся: каждый день выпаиваю литров по 50 телятам, чтобы не выливать, — сказал Константин Иванов.

На самом комбинате объяснили отказ от приёма молока у населения требованиями качества. Однако оказалось, что с аналогичными проблемами сталкиваются фермеры и в других территориях: предприятия разрывают контракты или снижают закупочные цены.

— Сейчас в области большие запасы сухого молока, производить из которого дешевле, — говорит председатель Союза фермерских хозяйств Свердловской области Владимир Шашкин. — Кроме того, молочные производители из других регионов дают заводам гораздо меньшую цену. Недавно закрылся на реконструкцию крупный молзавод в Башкирии, и теперь оттуда молоко везут к нам по 15–16 рублей за литр. В этих условиях натуральное молоко становится неконкурентным на рынке.

Возникает парадокс: свежее молоко девать некуда, а то, что в итоге попадает на прилавки, сделано из сухого молока. По словам Владимира Шашкина, изменить ситуацию может только строгий контроль за качеством продукции «от поля до прилавка». На федеральном уровне этот вопрос уже подняли. До 26 марта по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество проведут проверку молочного рынка. Уже по её итогам на федеральном уровне будут приниматься системные меры.

Кстати

В 2016 году лишь пять из шести литров готовой молочной продукции были произведены на молочных заводах области из сырого молока, а каждый шестой — из различных суррогатов, такие данные озвучили в Центре изучения молочного рынка.

С 2013 по 2016 год в Свердловской области резко увеличился разрыв между объёмом переработанного молока и объёмом производства молочных продуктов. Если в 2013 году молзаводы области переработали около 510 тысяч тонн молока, а произвели более 533 тысяч тонн молочных продуктов, то в 2016 году переработали 531,5 тысячи тонн сырья, произвели почти 633,4 тысячи тонн. То есть за четыре года разница между принятым у хозяйств на переработку количеством молока и произведённой готовой продукцией выросла с 23 до 100 с лишним тысяч тонн. Для их производства молзаводы использовали сухое молоко, растительные жиры, различные добавки.

  • Опубликовано в №49 от 23.03.2018
Областная газета Свердловской области