Транспортная реформа продолжается

Выделенная полоса для общественного транспорта на улице Белинского и видеокамера на ней полностью себя оправдали. До конца года в городе появится ещё 28 таких полос с камерами. Фото: Алексей Кунилов

Выделенная полоса для общественного транспорта на улице Белинского и видеокамера на ней полностью себя оправдали. До конца года в городе появится ещё 28 таких полос с камерами. Фото: Алексей Кунилов

Реформа общественного транспорта в Екатеринбурге, которая должна была привести к созданию новой маршрутной сети в июле этого года, перенесена на июль 2019 года, но не забыта. Уже этим летом на дорогах появятся первые выделенные полосы для общественного транспорта, увеличится количество камер фиксации нарушений, одни автобусные маршруты исчезнут, а другие — поменяют свою геометрию. С какими ещё изменениями в ближайшее время столкнутся горожане, «ОГ» рассказал председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Федотов.

Председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Федотов

Игорь Федотов рассказал, что горожане предложили добавить в новую схему автобусный маршрут по Вильгельма де Геннина — Серафимы Дерябиной — Репина до Ленина. Благодаря ему без остановок от Краснолесья до центра можно будет доехать за 20 минут. Фото: Алексей Кунилов

— Когда в Екатеринбурге появятся выделенные полосы для общественного транспорта?

— У нас на сегодняшний день обособлено более 50 процентов трамвайных линий. И это даёт хорошую скорость. Например, трамвай с Машиностроителей проезжает по Бебеля до ВИЗ-Бульвара и до площади Коммунаров чуть более чем за 20 минут. Так что эта практика будет расширена. В этом году в рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года планируется создание 28 отрезков выделенных полос для движения клиентских групп. Это центральная часть города — улицы Белинского, Розы Люксембург, Чапаева, Ленина… Полосы будут использоваться в том числе для проезда общественного транспорта. На втором этапе выделенные полосы появятся на дорогах, где есть три и больше полос движения в одну сторону. В сумме вместе с полосами для клиентских групп у нас появятся 16 обособленных полос для пневмоколёсного транспорта и порядка 15 полос для трамваев.

— Полосы будут оборудованы камерами?

— У нас была предварительная договорённость с областными властями, что по две камеры будут поставлены на всех 28 полосах движения клиентских групп. Но, к сожалению, сейчас нам говорят, что денег хватает только на девять камер. Это, конечно, нас не устраивает — без камер выделенная полоса имеет мало смысла. Яркий пример — выделёнка на улице Белинского между Тверитина и Куйбышева. Без камер она почти не работала, а как только там установили камеру, последняя окупилась практически за один день — нарушителям выписали штрафов на 200 тысяч рублей, и больше на эту полосу никто не заезжает.

— Сколько камер нужно городу?

— Не менее тысячи. Сейчас на весь Екатеринбург стоит 12 камер, для сравнения — в Верхней Пышме — девять, в Москве — около 4,5 тысячи. Если бы сразу поставили все необходимые устройства фиксации нарушений, они окупились бы за один день, если поставить сначала девять, а потом еще столько же, то народ просто привыкнет и перестанет там ездить.

— Когда начнёт действовать обещанный приоритет для трамваев на перекрёстках? На каких участках дорог будет действовать система?

— Она должна заработать к 1 июля. Сейчас оборудование уже поставлено на транспортные средства, дорабатывается программное обеспечение, первая проба будет в мае, пока на одном светофорном объекте — он будет «чувствовать», когда к нему приближается трамвай, и автоматически включать для него зелёный свет. Это уникальная разработка для России, поэтому мы пока держим в секрете подробности — будем анонсировать позже.

— Когда общественный транспорт будет ездить по расписанию?

— Уже в мае этого года в полной мере заработает Центр управления пассажирскими перевозками (ЦУПП) — он будет управлять всем движением в городе. Пока такой организации нет — коммерческие перевозчики контролируются только собственными диспетчерскими, и качество этого контроля оставляет желать лучшего. В этом году заканчивается срок действия договоров по 45 маршрутам. Как уже было объявлено, 15 из них отменяются, так как дублируются другими маршрутами. По остальным 30 будет проведён конкурс с учётом требований 220-го Федерального закона, который жёстко привязывает качество работы перевозчиков к тому уровню субсидий, который перевозчик должен будет ежемесячно получать по договору. По новым договорам установка GPS-трекера на каждом транспортном средстве будет обязательной. И если навигация не будет видна в системе, этот маршрут не засчитывается в транспортную работу. За отклонения на маршруте больше двух-пяти минут будут накладываться штрафные санкции.

— Где это расписание можно будет посмотреть?

— Есть несколько вариантов. Один из них — размещение карты передвижений общественного транспорта на сайте. Также у нас были переговоры с «Яндексом» — они хотят доработать своё мобильное приложение, которое будет получать данные из ЦУППа. Тогда, открыв телефон, можно будет понять, когда подойдёт транспорт. Кроме того, в качестве пилотного проекта нам предложили уже в мае разместить 21 электронное табло на остановках общественного транспорта в зоне реконструкции Центрального стадиона. Мы называем такие экраны «айфонами» из-за их сходства, там будет указано название остановки, какие маршруты ходят и когда подойдёт транспорт. Тогда же на остановке «Площадь Коммунаров» выставим опытный образец бегущей строки, где будет выводиться информация о транспортных средствах, которые подойдут в ближайшее время.

— А для тех, у кого проблемы с мобильными устройствами, будут какие-то доски с расписанием?

— По 112-му приказу Минтранса мы должны обеспечить остановки тремя видами информации — табличкой со знаком, что здесь общественный транспорт, прописать маршруты, которые здесь останавливаются, и интервалы движения. Расписание обязательно вывешивать при интервале больше 20 минут. Всё это на остановках у нас уже и так висит, правда, не в том объёме, который требуется. В городе 1 400 остановок. За определённое время таблички пришли в негодность, и восстановить всё разом не удастся. Мы восстановим по мере тех возможностей, которые есть. Сначала средства тратятся на обеспечение безопасности и выживаемость транспорта.

— А когда планируется начать сдвигать остановки ближе друг к другу, чтобы было удобно переходить с одного транспорта на другой?

— Новые остановки ближе к перекрёсткам мы планируем создавать в 2018 году, сейчас у нас составлен перечень из 40 остановок, определяется, сколько это будет стоить. Это так называемая первая очередь. Самые знаковые — те, о которых спрашивали горожане при обсуждении маршрутной сети: пересадочный узел Ленина — Луначарского, где будут переноситься трамвайные остановки ближе к улице Луначарского, и Малышева — Луначарского — здесь подвинут ближе к перекрёстку автобусные и троллейбусные остановки.

— В этом году из-за дублирования город откажется от 15 маршрутов. Администрация начала разъяснять, на что пересаживаться, чтобы заменять привычные автобусы, и оказалось, что, например, 063 дублируется другими маршрутами от 24 до 63 процентов — разве это много? И не верится, как утверждают СМИ, что горожане сами просили отменить маршруты по этой причине…

— Вот смотрите — это официально зарегистрированные заявления на сайте городской администрации. Я не сам придумал их.

(Показывает несколько заявлений с фамилией, именем и отчеством, контактами, где люди жалуются, что автобусы 04 и 25 обгоняют друг друга, и просят отменить один из них.)

Дублирование на 30 и более процентов считается большим. Есть конкретные нормативы по транспортному обеспечению: выйдя из дома, человек в радиусе 400 метров должен иметь остановку. Задачи — довезти от места жительства до места работы без пересадки — нет. Яркий пример — маршрут номер 024, который идёт от 7 Ключей до Вторчермета. Сложно представить, что кто-то едет в час пик из одного спального района до другого. Скорее всего, этот маршрут одних и других подвозит к центру. В феврале этого года Минтранс разработал федеральный стандарт транспортного обслуживания, где оговаривается, что две пересадки — это норма. Сейчас по разным данным у нас с пересадками ездят от 30 до 40 процентов пассажиров.

Сейчас маршрутная сеть избыточна. Это порождает нарушения требований безопасности, «выхватывание» пассажиров друг у друга. Даже в час пик, если посмотреть на наших коммерческих перевозчиков, степень наполняемости в лучшем случае 50 процентов, а бывает 30–40.

— Не соглашусь с вами насчёт наполняемости — часто приходится висеть на подножке 054 автобуса…

— Такое бывает на единичных, «лакомых» маршрутах. Но есть транспортная инспекция, которая считает пассажиропотоки. И низкие результаты показывает львиная доля замеров. В рамках новых конкурсов мы поменяем конфигурацию пяти действующих маршрутов — сейчас она прорабатывается, уменьшим интервалы движения маршрутов, которые составят альтернативу отменяемым.

— Когда будет внедряться повременной тариф? Многие эксперты говорят, что в нынешней системе маршрутов его бесполезно вводить — это может добить муниципальные предприятия…

— Мы планируем начать тестирование с 1 июля и проводить его в течение одного–трёх месяцев. Сначала повременной тариф будет действовать на трамваях и троллейбусах, потом к ним добавятся муниципальные автобусы. Прежде всего мы хотим проверить, как работает техническая составляющая, а во-вторых, — дать альтернативу по оплате тем, кто ездит с пересадками.

— Какие ещё ближайшие изменения в общественном транспорте нас ожидают?

— К перевозчикам, с которыми будут заключены договоры в этом году, мы будем предъявлять требования по большей вместимости автобусов. Кроме того, они должны быть зелёными, но с определённого времени.

— Сейчас новая маршрутная сеть разрабатывается с нуля? Вы не боитесь новой волны негатива в 2019 году?

— За основу мы возьмём маршрутную сеть, которую разработал «Город.PRO». Сейчас к ней уже собраны разные предложения — от горожан, организаций, в том числе социальных, по обслуживанию транспортом медицинских учреждений с точки зрения обеспечения их доступности. Что касается негатива, то большинство обращений против сети было от людей, которые её не видели. Думаю, мы не всё сделали в части информирования, так как считали, что продукт будет дорабатываться. Можно было бы сделать вещи, позволяющие быстро ориентироваться в новой сети и получать ответы.

Екатеринбургу необходима тысяча камер видеонаблюдения. Они окупятся за один день

  • Опубликовано в №68 от 19.04.2017 под заголовком «Всё об изменениях в транспортной системе Екатеринбурга»

Сюжет

Транспортная революция в Екатеринбурге
Екатеринбург в 2017 году готовится к транспортной реформе и внедрению нового проекта маршрутной сети общественного транспорта.

Областная газета Свердловской области