- Опубликовано в №140 от 03.08.2016
На базе комбината «Уралэлектромедь» (головное предприятие Уральской горно-металлургической компании) развивается участок по ремонту спецтехники, который, по сути, уже стал крупнейшим в стране.
— Участок по ремонту спецтехники начал создаваться восемь лет назад. Всё шло постепенно, восстанавливались отдельные экземпляры автомобилей. Первый отремонтированный нами автомобиль — ЗИС-110, который возил маршала Георгия Жукова. Параллельно начали восстанавливать и военную технику для музея УГМК, — сообщил «ОГ» начальник автотранспортного цеха Уралэлектромеди (в состав цеха входит и участок по ремонту спецтехники) Фарит Хафизов.
Этот автобус Львовского автозавода, выпущенный в 1970-х годах, доставлен из Крыма. На нём возили сотрудников Академии наук в Симферополе. Фото: Александр Зайцев
Конечно, самым трудным было начало. Специалистов по реставрации техники в училищах и вузах не готовят. Как только открылся ремонтный участок, Фарит Хафизов поехал в Подмосковье, в частный музей техники Вадима Задорожного (один из крупнейших в Европе), где функционирует реставрационная мастерская, занимающаяся восстановлением ретроавтомобилей как для нужд музея, так и для частных клиентов. Часть технологии ему показали, но часть скрыли. Пришлось верхнепышминцам до многого доходить самим.
— У нас есть два сотрудника — бывшие военные, которые знают всю историю техники. Мы тоже свои знания подтянули до их уровня. Основа обучения персонала — прямо здесь. Например, приходит жестянщик, который умеет выровнять вмятину, вытянуть кузов. А здесь надо изготавливать новое. Вот и разница. Он становится реставратором, художником, — рассказывает Хафизов. — Как правило, отсутствует техническая документация, необходимая для восстановления машин. Поэтому приходится делать фотографии, изготавливать эскизы и на их основе конструировать. Вот когда мы восстанавливали бронепоезд или танк Т-35, у нас полностью была документация, сделали один в один по чертежам. Это легко. А когда чертежей нет, приходится что-то выдумывать, изобретать.
Восстановление старой военной техники затруднено и отсутствием запчастей. А ведь для возможного участия в парадах машины должны быть на ходу. Приходится адаптировать современные агрегаты, но тут важно правильно рассчитать тяговое усилие на ведущих осях, всю кинематику механизмов. Верхнепышминцы приспосабливаются, вытачивают переходные детали, проводят ходовые испытания.
— Однажды нужно было подобрать тормозные цилиндры для автомобиля военного времени. Попробовали взять современные — от машины «Урал». Удивило то, что они оказались идентичными, подошли один в один! — делится открытием Фарит Хафизов.
Военная техника поступает на ремонтный участок, чтобы затем занять место в музее УГМК, по многим каналам. Приобретается через того же Вадима Задорожного, особенно иностранные раритеты. Например, так был доставлен в Верхнюю Пышму английский танк времён Второй мировой войны «Черчилль». Ведётся сотрудничество и с поисковыми отрядами, достающими из псковских болот советские и фашистские танки и самолёты.
— Поиском техники занимаемся и самостоятельно, — отмечает Хафизов. — У нас было три экспедиции на Ямал, привезли два паровоза с заброшенной железной дороги, которая строилась при Сталине. Ломали голову, как вытащить оттуда эти паровозы. Транспортировали вертолётом Ми-26.
Сегодня участок по ремонту спецтехники в Верхней Пышме по объёмам работ и применяемым технологиям давно догнал и обогнал мастерскую музея Задорожного. Здесь работают уже 42 специалиста, а вскоре коллектив должен удвоиться: в январе следующего года намечено запустить первую очередь нового участка гражданской техники, где будут восстанавливать ретромашины, представляющие всю линейку отечественного автопрома. Делается это к открытию в конце 2017 года нового корпуса музея автомобильной техники. В новом корпусе и на прилегающей площадке будут представлены около 500 машин, в том числе и спецавтотранспорт, задействованный в производственном цикле предприятий УГМК, например, БелАЗ.