- Опубликовано в №226 от 08.12.2015
В программу приватизации на 2016 год включены все пять типографий, которыми владеет Свердловская область — Режевская, Каменск-Уральская, Нижнетагильская, Первоуральская и Полиграфическое объединение «Север» (Серов).
Единственные на севере
Областное правительство уже успело подписать распоряжения, согласно которым 100 процентов акций «Севера» единым лотом выставят на торги с начальной стоимостью 90,5 миллиона рублей, а Каменск-Уральской типографии — 92,5 миллиона рублей. Стартовая цена остальных предприятий пока не названа, однако все типографии в 2013–2014 годах уже были подготовлены к продаже и преобразованы из государственных унитарных предприятий в акционерные общества.
В мингосимущества региона «ОГ» пояснили, что приватизация осуществляется во исполнение указа Президента РФ о завершении выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к организациям оборонного комплекса, а также для пополнения бюджета Свердловской области.
В муниципалитетах эти новости восприняли без энтузиазма. Так, глава Каменска-Уральского Михаил Астахов выразил «ОГ» опасение, что смена собственника приведёт к крайне нежелательной в кризис потере рабочих мест (в местной типографии работают 76 человек), и пожелал, чтобы область осталась владельцем предприятия. С ним согласна и глава Серовского городского округа Елена Бердникова:
— По моему мнению, лучше бы было, чтобы область не продавала, а нашла средства на модернизацию своего актива. Полиграфическое объединение «Север» — единственная типография на севере области. Несмотря на то, что её оборудование морально устарело, газеты здесь продолжают печататься. А вот те издания, которые выходят «в цвете», вынуждены размещать заказы в типографиях, расположенных в Екатеринбурге или ближайших к нему городах, и затем уже готовый тираж везти за несколько сотен километров обратно, а это потеря времени и денег. Если бы серовская типография могла печатать полноцвет, у северных изданий была бы возможность снизить транспортные расходы на доставку печатной продукции в редакции, а у местных жителей — быстрее получать свежие газеты и журналы.
Неподъёмная задача
Между тем на предприятиях грядущие перемены воспринимают спокойно. Директор Каменск-Уральской типографии Ирина Мельникова в разговоре с корреспондентом «ОГ» отметила, что главное, чтобы новый собственник «не захотел одномоментно получить прибыль, не вкладывая средства, потому что так в полиграфии не получается». По словам руководителя, типография занимается сейчас полноцветной печатью. Среди её клиентов — местные газеты «Компас», «Каменский рабочий», «Удача» и небольшие заводские издания. Также заказы поступают из Сухого Лога и Богдановича. Увеличить объёмы сейчас мешает старая газетная машина.
— При её покупке девять лет назад исходили из имеющихся средств, поэтому приобрели оборудование индийского производства — более низкого класса, чем хотелось бы. Машина поработала и сейчас создаёт нам проблемы — мы бесконечно её ремонтируем, увеличить объём печати просто побаиваемся. Поэтому городские газеты печатаем, но не привлекаем клиентов из соседних районов или областей — заказчика нельзя подвести, тем более газету, которую нужно вовремя напечатать и отдать. Три года назад, когда доллар стоил 30 с небольшим рублей, был упущен момент для покупки нового оборудования — предприятие готовилось к акционированию, и собственник не разрешил нам таких расходов. Сейчас доллар подскочил в два раза, и для нас такие приобретения — неподъёмная задача, — рассказала Ирина Мельникова.
По экспертным оценкам, для модернизации каждой типографии потребуется около 100 миллионов рублей — такова цена оборудования, обеспечивающего полноцветную печать и выпуск газетной продукции. Потенциальных покупателей типографий все собеседники «ОГ» назвать затруднились.
Комментарий
Сергей Салыгин, глава представительства Гильдии издателей периодической печати в УрФО:
— В типографиях, принадлежащих области, в основном печатается местная пресса. Приватизируя их, власть должна учесть, во-первых, их рентабельность. Если типографии приносят деньги в бюджет, их можно не приватизировать. Если они убыточны, нужно смотреть, есть ли в данном населённом пункте или рядом другие полиграфические предприятия, которые в случае, если типография перестанет работать, смогут перехватить заказы от тех же муниципальных газет. Например, в Реже море типографий — маленьких и больших, работающих с глянцем и с газетой. Там проблем не будет. Но если в каком-то населённом пункте государственная типография является единственной, но при этом убыточной, то здесь не надо торопиться с приватизацией. Вместо этого нужно подумать, как увеличить объём заказов для типографии. Иначе при закрытии полиграфического предприятия возрастут затраты муниципальных газет, которые будут вынуждены печататься в других городах, и есть риск лишить людей возможности читать муниципальную прессу.