Мнение. Дешёвых кредитов малый бизнес, похоже, ещё долго не дождётся

В прошлом году первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов обнадёжил предпринимателей известием, что уже вскоре в Госдуму будет внесён законопроект о выделении из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 миллиардов рублей на кредитование малого и среднего бизнеса. Эти деньги предполагалось выделить Внешэкономбанку с доходностью «инфляция плюс 1 процентный пункт». То есть в идеале стоимость кредитов для малых и средних предприятий не должна превышать 10 процентов годовых.

Выступая на форуме «ОПОРЫ России» он говорил, что «в начале года это уже должно заработать». Только то было в ноябре, а в феврале в Госдуму правительство действительно внесло законопроект, но вот результат получился не похожим на обещанный. Дешёвых кредитов наш малый бизнес, похоже, ещё долго не дождётся.

В последнее время банки всё менее охотно кредитуют малое и среднее предпринимательство (МСП). По данным Банка России, темпы прироста кредитования МСП замедлились в прошлом году до 15 процентов, есть опасения, что в 2014 году прирост кредитования не превысит 12 процентов (в 2012-м было 29 процентов). Основная причина отказов банков от выдачи долгосрочных кредитов — низкая ликвидность МСП. Проще говоря, таким предприятиям нечего предоставить банкирам в залог. И правительство решило, что проблему кредитного голода для бизнес-малышей решит Агентство кредитных гарантий с уставным фондом в 50 миллиардов рублей. Эта структура будет выдавать не деньги, а госгарантии малым и средним предприятиям при получении кредитов.

В стране сейчас уже действует 80 региональных гарантийных фондов и агентство станет центральным звеном в структуре госгарантий. То есть все региональные фонды должны будут следовать его рекомендациям и методикам. Сейчас же многие из них выставляют индивидуальные условия соискателям господдержки. Например, в одном регионе дают гарантии только под кредиты, выдаваемые под 13 процентов годовых, а банки готовы кредитовать лишь от 15 процентов годовых. Некоторые вовсе предоставляют гарантии только на три месяца с условием дальнейшей пролонгации, и не всегда есть уверенность, что гарантии будут продлены. А есть регионы, где условия более щадящие. Получается, что единые требования сделают условия «средними по больнице». И не факт, что согласование госгарантий с федеральным фондом не забюрократизирует процедуру.

Ещё одна проблема взаимоотношений малого и среднего бизнеса с региональными гарантийными фондами заключается в том, что они (фонды) берут плату за предоставление поручительств. В результате малые и средние предприятия отказываются от таких услуг, поскольку это фактически ведёт к увеличению стоимости кредита. Так ведь и агентство будет работать тоже не бесплатно. Текущие расходы на его функционирование в 135–150 миллионов рублей в год будут обеспечены за счёт части вознаграждения, взимаемого с бизнеса при предоставлении гарантий и контргарантий. Общая сумма вознаграждений оценивается в 1,5–3,5 миллиарда рублей в год. И понятно, что эти деньги появятся не из воздуха, а из стоимости тех же самых выдаваемых кредитов. Банки будут жить поспокойнее с таким солидным поручителем. А вот малому и среднему бизнесу, ради которого это всё якобы затевалось, снова придётся раскошеливаться.

Областная газета Свердловской области