Уралвагонзавод может составить свою Книгу рекордов

Май 2012 года: Президент РФ Владимир Путин приехал  на Уралвагонзавод поблагодарить тагильчан за поддержку на выборах. Фото автора.

Май 2012 года: Президент РФ Владимир Путин приехал на Уралвагонзавод поблагодарить тагильчан за поддержку на выборах. Фото автора.

Если бы в 1931 году на восточной окраине Нижнего Тагила не началась грандиозная заводская стройка, город всё равно бы жил, и Свердловская область продолжала бы свой путь в истории, и страна, конечно. Но, согласитесь, нельзя представить себе Победу без легендарной уральской тридцатьчетвёрки, железную дорогу — без караванов с логотипом УВЗ, Нижний Тагил — без рабочей Вагонки. Уралвагонзавод поставил нашу экономику на прочные рельсы, украсил летопись Отечества громкими рекордами.

Задумывался Уралвагонзавод как современнейший в стране производитель вагонов. Отсюда и название. Стройка началась во время первой пятилетки. Большинство тех, кто лесную чащобу превращал в цехи и жилые кварталы, прибыли в Нижний Тагил не по своей воле. В 1936 году тагильчане уже выдали первую грузовую гондолу. Сложное производство, в котором были заняты, в основном, вчерашние селяне, не раз буксовало. За трудовые победы спецпоселенцам возвращали избирательные права, за брак, случалось, и расстреливали.

За пятилетку тагильчане не только освоили выпуск вагонов, но и начали их совершенствовать, но тут грянула война. На площадку УВЗ с оккупированной врагом территории прибыло оборудование двенадцати предприятий, в том числе и Харьковского тракторного завода, где было освоено производство нового танка Т-34. Его стали выпускать уралвагонзаводцы. Их конвейер заработал так, что обогнал все танковые заводы третьего рейха. 25 тысяч боевых машин, выпущенных в войну УВЗ — это, конечно, рекорд. Но за него тагильчане заплатили высокую цену. Только в братской могиле Кургана памяти лежат 25 тысяч заводчан, умерших от непосильной работы, голода и болезней. «Люди сгорали свечками у своих станков», — вспоминают то время старожилы.

После войны завод оставил за собой оба профиля: проектный вагонный и приобретённый в военное лихолетье танковый. Т-34 дал многочисленное «потомство», которому по наследству доставались лучшие черты тридцатьчетвёрки и добавлялись новейшие достижения отечественной конструкторской школы. Среди них Т-72 - самый массовый танк современности, стоящий на вооружении многих стран, и ракетно-пушечный танк Т-90С. Всего за историю завода выпущено почти сто тысяч единиц бронетехники, что стало мировым рекордом в танкостроении.

130-й цех УВЗ: колонна Т-72, прошедших на предприятии коренную реконструкцию, готова к отправке заказчику. Фото автора.

В производстве гражданской продукции здесь тоже свои рекорды. На заводе выпускается всё, что можно поставить на рельсы: грузовые вагоны, полувагоны, хопперы, тележки, цистерны и даже тягачи на рельсово-колёсном ходу. С конвейера завода сошло уже более миллиона вагонов, и каждый третий российский вышел именно с него. Кроме того, тагильчане уверенно осваивают рынок дорожно-строительной, сельскохозяйственной и коммунальной техники. В общем, мастера на все руки.

Однако даже у самых мастеровитых людей бывают чёрные дни. Экономический кризис не раз проверял тагильских машиностроителей на стойкость. Особенно тяжело пришлось им в 2009 году. Заказов не было, цехи опустели. Над тысячами заводчан нависла угроза безработицы. Руку помощи предприятию протянул тогдашний глава правительства РФ Владимир Путин. Потом, на съезде партии «Единая Россия», он сказал:

— Нельзя допускать банкротства, выбрасывать людей на улицу. Когда на флагмане российского машиностроения и оборонки резко упали гражданские заказы, выросли убытки, мы направили 14,4 миллиарда рублей на пополнение уставного капитала, предоставили почти 10 миллиардов госгарантий. Реально помогли с заказами со стороны Минобороны, Рособоронэкспорта, компании «Российские железные дороги». Большой заказ на цистерны разместила и Транснефть — для перевозки продукта в сторону Тихого океана.

Крупнейший уральский завод был спасён, а вместе с ним и 20 других машиностроительных предприятий. Объединившись в единую государственную корпорацию, они стали мощно прокладывать себе путь на рынке. Сейчас машиностроителей волнует не мысль «как выжить», их заботят масштабные проекты по техперевооружению и устойчивое развитие всех производственных площадок. Подводя итоги 2013 года, генеральный директор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко отметил, что в 2013 году в 2,5 раза был увеличен гособоронзаказ. Создано семь новых видов инновационных вагонов. Выпущено более 20 тысяч единиц подвижного состава. 2014-й завод начинает с роста оборонного заказа и увеличения зарплаты.

А теперь о главном рекорде предприятия — воспитании особого сообщества, в котором всем заправляет заводской патриотизм. Несколько поколений тагильчан живут на родной Вагонке, каждый день ходят по одной тропке к заводской проходной и не хотят ни для себя, ни для детей иной судьбы. Таких не единицы — тысячи. Недаром предприятие гордится своими династиями — здесь удивительно много людей, носящих фамилии Ларионовых, Ветлучаевых, Подгорных, Грибовых, Устюжаниных, Юнышевых… Трудовой стаж некоторых семей достигает 400 лет. Гордится предприятие и своим инженерным корпусом, талантливыми руководителями. Каждый тагильчанин знает имена выдающихся конструкторов-танкостроителей Александра Морозова, Леонида Карцева, Валерия Венедиктова, Владимира Поткина и легендарного директора завода Ивана Окунева. Среди известных уралвагонзаводцев и полномочный представитель Президента РФ в УрФО Игорь Холманских.

Сюжет

80 лет Свердловской области
Для региона – это пора расцвета, время смелых и масштабных преобразований

Областная газета Свердловской области