Если не ждать милости от управляющей компании, а самостоятельно установить экономически обоснованную плату, можно в течение нескольких лет привести дом в порядок.
Последние выпуски нашей рубрики были посвящены строкам в квитанции, по которым мы платим за текущий и капитальный ремонт и содержание жилья. В завершение разговора заострим внимание на том, что тарифы по этим строкам, в отличии от тарифов на тепло, воду, газ, утверждаемых Региональной энергетической комиссией, могут устанавливать собственники жилья совместно с управляющими организациями. И зависеть эти тарифы должны от технических особенностей конкретной многоэтажки, потребностей жильцов и их финансовых возможностей.
К сожалению, многие даже не знают, что имеют такое право. Другие знают, но не пользуются им. А в этих случаях, когда собственники не провели собрания и не приняли необходимого решения, управляющая организация прописывает в договорах тарифы, установленные муниципалитетом. Отметим, что для пассивных граждан усреднённый размер платы утверждается постановлением администрации муниципального образования. К примеру, в Екатеринбурге на текущий год установлена плата за капитальный ремонт в размере 5 рублей 30 копеек с квадратного метра жилья.
Однако все дома разные: новые и старые, с лифтом и без лифта, недавно отремонтированные и никогда не знавшие ремонта. И чтобы сохранять их в нормативном состоянии, суммы требуются разные. Если люди совместно с управляющей компанией (УК) на общем собрании обсудят, какие работы необходимо сделать в процессе капитального или текущего ремонта, составят смету, определятся со временем проведения работ, они могут посчитать, какую сумму нужно платить ежемесячно с квадратного метра, чтобы решить поставленные задачи.
То же самое касается и содержания жилья. Люди сами должны определиться, какие услуги они хотят получать и в каком объёме. Хотите охрану или систему видеонаблюдения? Хотите влажную уборку в подъезде каждый день? Посчитайте, в какую сумму это обойдётся, примите решение оплачивать и сделайте соответствующий заказ управляющей организации.
Многие ворчат: УК должна и то, и другое, но ничего не делает. Но УК, прежде всего, должна выполнять заявки жильцов, а если жильцам ничего не надо, какой спрос с управляющей компании? рассуждает член общественного движения «Совет председателей многоквартирных домов» Галина Хорошавина.
К сожалению, часто процесс ремонта и содержания общего имущества пущен на самотёк. Для примера цитирую письмо жителя Екатеринбурга Евгения Голицына: «Мы каждый месяц платим за содержание жилья 900 рублей и, кроме того, за капитальный ремонт. Но это наглый грабёж. Вода с крыши хлещет на балкон, с балкона на землю и прямым ходом в подвал. Вентиляция в доме нарушена. Канализация гнилая. В подъезде надо делать ремонт. К мусорным бакам в дождливую погоду не подойти. И никому ничего не надо. А мне уже 78 лет, я инвалид. Адрес наш улица Ляпустина, дом 60».
Здесь ключевая фраза: «И никому ничего не надо».
Вот фрагмент ещё одного письма: «Почему мы платим много, а управляющая компания делает мало? Капитального ремонта у нас ни разу не было, и куда идут деньги, которые платим на содержание жилья, непонятно».
Итак, повторим, жильцы дома могут сами установить размер платы. УК не вправе его изменить без решения собственников. И жильцы вправе требовать от УК отчёта о расходах. Нужно только действовать решительнее.
Когда я обращаюсь в УК, пишу не «заявление», а «требование». УК обслуживает меня за мои деньги, поэтому я вправе требовать. Да и компании я бы называла не управляющими, а обслуживающими, говорит член общественного движения «Совет председателей многоквартирных домов» Эльза Круглова.
Но требовать можно только то, что прописано в договоре. О договорах мы и поговорим в следующий раз.
Материалы о квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг выходят в «Областной газете» каждую среду и субботу
Сюжет
Анатомия квитанции
«ОГ» анализирует структуру счёта на оплату услуг ЖКХ.