Обычно, получая какой-либо счёт, мы в первую очередь смотрим графу: «Всего к оплате». Все, кому пришли коммунальные квитанции за июль, наверняка обратили внимание, что итоговая сумма несколько возросла по сравнению с предыдущими месяцами. Хотя ресурсов потреблялось ничуть не больше.
«Квартплату у нас опять повысили. В квитанции мелким шрифтом написано, что на 15 процентов. Ну сколько можно?» возмущалась наша читательница из Екатеринбурга Виктория Николаевна.
Всё дело в том, что с 1 июля 2013 года в очередной раз увеличились тарифы на коммунальные услуги; как известно, в начале года они не менялись. В прошлом году рост происходил дважды: с 1 июля и с 1 сентября, в этом году предусмотрено однократное изменение тарифов.
В отличие от многих регионов, в Свердловской области в 2013 году рост платежей граждан, как и прежде, ограничивается предельными индексами (предельный индекс это выраженное в процентах максимально возможное повышение коммунальных платежей). Хотя на уровне федерального законодательства такое требование отменено, губернатор Евгений Куйвашев дал поручение Региональной энергетической комиссии (РЭК) установить на 2013 год предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги, а органам местного самоуправления обеспечить их соблюдение, рассказал заместитель председателя РЭК Свердловской области Михаил Соболь.
Гражданам следует самостоятельно контролировать правильность начисления платы. Когда что-то смущает обращаться в УК. Если там не помогут жаловаться в Госжилинспекцию. Фото Александра Зайцева.
Он подчеркнул, что в муниципальных образованиях Среднего Урала предельный индекс установлен на уровне 12 15 процентов, то есть плата может увеличиться на этот показатель или меньше, но не больше. При этом учитываются только шесть видов услуг: горячее и холодное водоснабжение, отопление, водоотведение, электроэнергия и газ. И речь идёт о совокупном платеже за эти услуги. Допустим, плата за водоснабжение и водоотведение может вырасти чуть больше, а за газ и электроэнергию чуть меньше, но в совокупности не более чем на 15 процентов.
Граждан, возмущённых ростом тарифов, можно понять. На вопрос: «Почему?», они, как правило, слышат ответ: «Инфляция». Но темпы роста тарифов ЖКХ который год существенно опережают инфляцию.
Кроме того, выясняется, что повышение тарифов становится очередным поводом обвести вокруг пальца доверчивых потребителей. Вот какую историю рассказал корреспонденту «ОГ» житель Екатеринбурга Герман Сирт:
Каждый месяц, как положено, я вписываю в квитанцию показания счётчиков. Получив счёт за июнь, заметил, что все мои показатели занижены на треть. Позвонил в управляющую компанию (УК), поинтересовался, в чём дело. Мне ответили: «Это ЕРЦ проводил сверку». Поговорил с соседями из нашего дома по улице Посадской, 28, у них такая же ситуация. Не знаю, может быть, это было сделано и в других домах. Логика управляющих компаний понятна: пусть жильцы за июнь раскошелятся меньше, зато потом часть неучтённых в июне ресурсов оплатят по новому, более высокому тарифу, что введён с июля. Очень неприятно, что управляющие компании даже в мелочах проявляют себя как мошенники.
Безусловно, по одной квартире такая переплата мелочь. Но с миру по нитке «нищей» УК рубаха.
Сюжет
Анатомия квитанции
«ОГ» анализирует структуру счёта на оплату услуг ЖКХ.