Пандемия задала особые условия работы фармзаводам Среднего Урала и аптечным сетям

таблетки

В случае, если не будет пересмотрен порядок формирования цены для препаратов ценовой категории «до 50 рублей», отдельные предприятия могут отказаться от производства таких препаратов, как «Парацетомол». Фото: Павел Ворожцов

Казалось бы, фармацевтическая отрасль Среднего Урала должна оказаться среди тех, кто останется в плюсе из-за нахлынувшей пандемии коронавируса: никаких ограничений на работу заводов по производству лекарственных препаратов не вводилось, аптекам было разрешено функционировать наряду с продуктовыми магазинами (безусловно, при условии соблюдения санитарных требований). Между тем, и те, и другие уже сейчас сталкиваются с определёнными экономическими сложностями.

Сейчас в Свердловской области функционируют четыре фармацевтических завода, которые считаются наиболее крупными – «Медсинтез» в Новоуральске, «Уралбиофарм» в Екатеринбурге, Ирбитский химико-фармацевтический завод и фармацевтический завод LEKAS в Берёзовском. «Облгазета» уже рассказывала, о том, что в Новоуральске производится препарат «Триазаверин», который используется против вирусов РНК. В связи с пандемией, приковано внимание к ещё одному противовирусному препарату, который производится на Среднем Урале.

– Все производственные мощности завода сейчас задействованы в производстве противовирусного препарата «Нобазит» в связи с возросшим спросом на него после информации о включении данного препарата в «Методические рекомендации Министерства Здравоохранения РФ для лечения ОРВИ и гриппа в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19», – рассказала «Облгазете» гендиректор Ирбитского химико-фармацевтического завода Людмила Солодухина. По её словам, чтобы обеспечить необходимые объёмы производства препарата, предприятие работает круглосуточно, в три смены.

Ирбитский завод производит продукцию по заказу ОАО «Авексима» и фармацевтических дистрибьюторов. На предприятии, отмечают, что выросли объёмы заказов не только «Нобазита», но и ещё двух препаратов – противовирусного средства «Осельтамивира» и антибиотика «Азитромицина». Последний производят и на другом предприятии региона – на фармацевтическом заводе в Берёзовском.

– После того, как были опубликованы данные об исследованиях французских учёных, которые лечили больных коронавирусом в комбинации противомалярийного препарата с «Азитромицином», спрос на него увеличился. Но мы тоже не всесильные – возможное увеличение объёмов производства будет зависеть от наших поставщиков фармацевтических субстанций, – пояснил ситуацию «Облгазете» исполнительный директор Берёзовского фармзавода Валерий Барашков (отметим, мнения по поводу эффективности этого способа лечения в научном сообществе сейчас расходятся, – прим.ред.).

В тему

Тем временем в аптеках Среднего Урала фиксируют уменьшение количества покупателей. Как пояснила «Облгазете» директор аптечной сети «Радуга» Наталья Обухова, это может быть связано с тем, что жители области всё-таки соблюдают предписания по самоизоляции.

– В марте, когда стало известно о введении ограничений, у нас произошёл всплеск по выручке и товарообороту. Очевидно, люди стали начали запасаться препаратами впрок, – отмечает она. – Сейчас ситуация изменилась. За три недели апреля наша выручка упала на 30 процентов по сравнению с апрелем 2019 года. Если режим самоизоляции граждан продлят на май – выручка и товарооборот могут упасть на 50 процентов.

По словам директора сети, необходимое количество противогриппозных препаратов и антибиотиков в аптеках есть, но большим спросом они не пользуются.

– Как правило, люди целенаправленно идут за масками, перчатками и санитайзерами. Всё, что нам удаётся приобрести у поставщиков, мы сразу же выставляем на продажу. Действительно, сейчас в нашей сети как и во многих других, масок нет. Потому что поставщики предлагают их по крайне высоким ценам (28–29 рублей за штуку), а продавать и по 40 рублей – мы не готовы. Но больше всего удручает, что продукция предлагается без документов, подтверждающих качество. Вероятно, по той же причине другие аптечные сети также отказываются от закупки масок, – отметила Наталья Обухова.

Между тем, определённые проблемы на фармацевтических предприятиях могут возникнуть из-за роста курса доллара и евро. Сырьё для производства препаратов покупается за рубежом, в том числе – для выпуска жизненно важных лекарств (ЖНВЛП), на которые устанавливаются предельно допустимые реестровые цены – парацетамол, димедрол, ибупрофен и многие другие. С учётом возросших трат на сырьё и невозможности пропорционально увеличить стоимость препаратов из указанной категории, их производство и продажа перестают быть рентабельными. Об этом «Облгазете» рассказали собеседники сразу на двух предприятиях – на «Уралбиофарме» и на Ирбитском химфармзаводе.

– Ирбитский химико-фармацевтический завод скорее всего будет вынужден прекратить производство парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, кальция глюконата в таблетках, левомицетина в таблетках, фуросемида, эуфиллина, – отметила Людмила Солодухина. – Если Правительство вернется к рассмотрению особого порядка формирования цены для препаратов ценовой категории «до 50 рублей», то производство возможно будет возобновить.

Отметим, неделей ранее обращение в Минпромторг РФ с предупреждением о возможности возникновения такой ситуации направили семь крупных фармацевтических компаний.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

Сюжет

Меры поддержки в связи с коронавирусом
Какие меры поддержки утверждены правительством России и Свердловской области и как ими воспользоваться

Областная газета Свердловской области